Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 29089-7 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статью 1 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статью 1 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - законопроект) разработан для того, чтобы предусмотреть возможность сохранения в сфере действия Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ (далее - ФЗ-223) отдельных федеральных государственных унитарных предприятий, осуществляющих деятельность в сфере распространения массовой информации, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации (далее - госпредприятия), перечень которых утверждается Президентом Российской Федерации.
С 1 января 2017 года после вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2016 года N 321-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц" (далее - Федеральный закон) все государственные унитарные предприятия, будут вынуждены изменить процедуры осуществления закупок с процедур, предусмотренных Ф3-223, на процедуры, предусмотренные Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ (далее - ФЗ-44) и полностью раскрыть информацию о закупочной деятельности.
Вместе с тем специфика деятельности некоторых госпредприятий часто требует проведения закупок в оперативном режиме, в том числе по приобретению, хранению, эксплуатации оборудования и технических устройств, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, что затруднительно по нормам ФЗ-44.
С переходом госпредприятий на закупочную деятельность в соответствии с требованиями ФЗ-44, ими будет утрачена возможность оперативного осуществления закупок для своих нужд, представительств и обособленных подразделений за рубежом, ограничены основания для закупок у физических лиц, затруднена возможность закупки конкретного, требуемого для деятельности госпредприятия товара.
В частности, исполнение требований ФЗ-44 о необходимости размещения всей информации в Единой информационной системе может противоречить требованиям специального законодательства о средствах массовой информации, Жесткие требования ФЗ-44 могут воспрепятствовать распространению продукции средств массовой информации, что в соответствии с законодательством о средствах массовой информации - также не допускается.
Специфика работы средств массовой информации подразумевает незамедлительное реагирование на происходящие в мире события и их оперативное освещение, для организации которых необходимо провести закупочные процедуры по ФЗ-44, который жестко регламентирует сроки для всех процедур закупок, в том числе и для внесения соответствующих оперативных изменений в план-график заказчика. Соответственно, исполнение данных требований закона практически сделает невозможным оперативное освещение событий средствами массовой информации. Например, будет невозможен оперативный выезд на место события, обеспечение жильем, транспортом, оборудованием и т.д. Данные обстоятельства повлекут за собой ограничение конкуренции в отношении госпредприятий по сравнению с аналогичными коммерческими предприятиями.
Также, неопределенность времени и места появления освещаемых событий, делает невозможным оперативное обоснование начальной (максимальной) цены контракта, являющейся необходимым атрибутом закупки в соответствии с ФЗ-44.
Как показывает практика, нормы ФЗ-44 делают участие в процедурах закупки непривлекательными для физических лиц, ввиду сложности оформления заявок, обязанности внести обеспечение исполнения заявки и (или) обеспечения исполнения контракта, жестких договорных условий и т.д. При этом, в случае участия в таких процедурах вместо физических лиц юридических (например, в виде агентов), данное обстоятельство повлечет за собой удорожание, то есть дополнительное расходование средств госпредприятия.
В условиях ФЗ-44 для госпредприятий будет исключена возможность установления конкретных требований (указание на товарный знак) в отношении закупаемого товара. В сфере распространения массовой информации необходимость закупать конкретный товар зачастую обусловлена различными соглашениями, в том числе с зарубежными партнерами, в рамках функционирования представительств и обособленных подразделений за рубежом. Нередко зарубежные партнеры диктуют условия, определяющие возможность освещения той или иной информации. Данные факторы негативным образом повлияют на конкурентные преимущества госпредприятий.
Сохранение для госпредприятий процедур закупок в соответствии с Ф3-223 позволит не допустить потерю оперативности и гибкости в условиях, требуемых для своевременного и качественного распространения средств массовой информации, не будет связано со снижением эффективности закупок, сохранит требования о соблюдении конкретных процедур, приоритетности закупок у малого и среднего бизнеса, действующие механизмы контроля.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статью 1 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статью 1 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статью 1 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статью 1 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.