Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 33132-7 "О внесении изменений в статьи 24.5 и 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 24.5 и 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" направлен на совершенствование законодательства об административных правонарушениях в части дополнения обстоятельств, исключающих производство по делам об административных правонарушениях, а также случаев прекращения исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 24.5 и 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России).
Статьей 31.7 КоАП России установлены случаи прекращения исполнения постановления судьей, органом, должностным лицом, вынесшим постановление о назначении административного наказания, а именно:
издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное;
смерть лица, привлеченного к административной ответственности, или объявление его в установленном законом порядке умершим;
истечение сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания;
отмена постановления;
вынесение в случаях, предусмотренных КоАП России, постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания.
Указанный в статье 31.7 КоАП России перечень является исчерпывающим.
Такого основания прекращения исполнения постановления, как внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица в связи с завершением конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве), не предусмотрено.
В то же время в соответствии с пунктом 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам, в связи с чем исполнение исполнительного документа становится невозможным.
Статьей 419 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью и др.).
В настоящее время должностное лицо таможенного органа, вынесшее постановление о назначении административного наказания юридическому лицу, при получении информации о ликвидации привлеченного к административной ответственности юридического лица в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), не может прекратить исполнение постановления о назначении административного наказания, так как статьей 31.7 КоАП России не предусмотрено необходимое для такого решения основание.
Таким образом, безнадежные к взысканию суммы наложенных административных штрафов в отношении ликвидированных юридических лиц продолжают администрироваться таможенными органами на протяжении двухлетнего срока давности исполнения постановления, установленного частью 1 статьи 31.9 КоАП России, по истечении которого исполнение постановления по делу об административных правонарушениях возможно прекратить только в порядке пункта 4 статьи 31.7 КоАП России, тем самым исключив имеющуюся задолженность.
По указанной причине в период с 1 января 2010 г. по 31 июля 2016 г. до истечения срока давности исполнения постановлений о назначении административного наказания таможенные органы по ликвидированным юридическим лицам вынуждены администрировать безнадежную к взысканию задолженность по 557 постановлениям о назначении административного наказания на общую сумму более 553 млн. рублей.
В целях совершенствования законодательства об административных правонарушениях предлагается дополнить статью 31.7 КоАП России следующим случаем прекращения исполнения постановления - внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица в связи с завершением конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Указанное основание прекращения исполнения постановления по делу об административных правонарушениях распространяется исключительно на случай признания юридического лица банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника и завершения конкурсного производства.
Законопроектом не предусмотрено дополнение статьи 31.7 КоАП России случаем прекращения исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях в связи с ликвидацией юридического лица по иным основаниям, определенным законодательством Российской Федерации. Данная позиция позволит исключить наступление ряда неблагоприятных последствий, в том числе злоупотребление юридическими лицами своими правами на ликвидацию при наличии непогашенной задолженности; стимулирование кредиторов ликвидируемого юридического лица по непринятию мер по взысканию непогашенной задолженности.
Следует отметить, что норма, касающаяся прекращения исполнения постановления по делу об административных правонарушениях в связи с ликвидацией юридического лица, предусмотрена статьей 13.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Также, в целях совершенствования законодательства об административных правонарушениях предлагается дополнить статью 24.5 КоАП России следующим обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении - внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица в связи с завершением конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Аналогичный подход используется в отношении физических лиц в действующей редакции КоАП России (пункт 8 части 1 статьи 24.5, пункт 3 статьи 31.7 КоАП России).
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рассматриваются арбитражными судами по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными в главе 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица является одним из оснований для прекращения производства по делу.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 24.5 и 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 24.5 и 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, не повлечет финансовых обязательств государства и не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 24.5 и 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 24.5 и 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 24.5 и 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 24.5 и 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.