Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 29953-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части невозможности применения положений об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания в отношении лиц, совершивших отдельные виды преступлений, а также невозможности объявления амнистии в отношении таких лиц"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части невозможности применения положений об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания в отношении лиц, совершивших отдельные виды преступлений, а также невозможности объявления амнистии в отношении таких лиц" направлен на установление более справедливого и соразмерного порядка отбывания наказания для отдельных категорий преступников, касающегося применения положений об условно-досрочном освобождении.
Действующий порядок применения положений об условно-досрочном освобождении, не предполагающий изъятий в зависимости от вида совершенного преступления представляется несоразмерным.
Статья 79 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает, что лицо, отбывающее содержание в дисциплинарной воинской части, принудительные работы или лишение свободы подлежит условно-досрочному освобождению, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, а также возместило вред (полностью или частично), причиненный преступлением, в размере, определенном решением суда. При этом лицо может быть полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного вида наказания.
Таким образом, на усмотрение суда остается широчайший круг возможностей применения положений об условно-досрочном освобождении, ограничивающихся лишь относительным понятием о том, нуждается ли лицо в дальнейшем отбывании наказания или нет.
Одновременно с этим стоит отметить, что одной из целей уголовного наказания, наряду с целью исправления осужденного, согласно статье 43 Уголовного кодекса Российской Федерации, является восстановление социальной справедливости, а также предупреждение совершения новых преступлений.
Для наиболее полного и объективного достижения всех целей уголовного наказания, представляется целесообразным на уровне Федерального закона установить границы применения отдельных положений Уголовного кодекса, в частности, положения, устанавливающие невозможность достижения целей уголовного наказания при применении в отношении осужденного условно-досрочного освобождения.
Речь идет о наиболее тяжких преступлениях, в отношении которых законопроектом предлагается не применять условно-досрочное освобождение лица, совершившего такое преступление. Так, законопроект, во-первых, охватывает преступления, имеющие особую общественную опасность и совершенные лицом с использованием своего служебного положения. Такими преступлениями согласно законопроекту являются:
- получение или дача взятки в особо крупном размере (более одного миллиона рублей).
Данные преступления, безусловно, как и иные преступления коррупционной направленности, охватываемые законопроектом, имеют особую общественную опасность в связи с характером совершаемого деяния.
В связи с этим представляется обоснованным и справедливым включение в перечень проектируемых законопроектом преступлений, за совершение которых не может применяться условно-досрочное освобождение, всех составов коррупционных преступлений ввиду их повышенной общественной опасности, поскольку именно такие преступления являются основой беззакония, правового нигилизма и главным фактором разрушения базовых институтов правого государства.
Данные преступления относятся к различным категориям: это и различные виды хищений (кража, мошенничество, присвоение, растрата и т.д.), и преступления против правосудия (воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования, привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности и т.д.) и иные составы общественно опасных деяний, совершенных должностными лицами с использованием своего служебного положения.
- преступления против собственности, совершенные в особо крупном размере с использованием лицом своего служебного положения.
В данный перечень преступлений входит и мошенничество, и присвоение, и растрата, и другие тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные главой 21 Уголовного кодекса Российской Федерации, совершенные в особо крупном размере.
- тяжкое или особо тяжкое преступление против правосудия, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.
В данный перечень входят такие составы как: воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования, посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования, привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, незаконное освобождение от уголовной ответственности, незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей, принуждение к даче показаний, фальсификация доказательств и результатов оперативно-разыскной деятельности, вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта, заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод, а также иные тяжкие или особо тяжкие преступления, предусмотренные главой 31 Уголовного кодекса Российской Федерации, совершенные лицом с использованием служебного положения.
- тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные статьями 174, 174.1, 175, 189, 200.1, 200.2, совершенное лицом с использованием своего служебного положения;
Данные преступления включены в проект настоящего федерального закона ввиду их особой социальной опасности. Это и легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления, приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, и другие вышеуказанные составы особо тяжких преступлений в сфере экономической деятельности.
- преступления, предусмотренные статьями 141, 142, 142.1, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.
Данные преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина имеют высочайший уровень общественной опасности, поскольку направлены на ограничения одного из главных прав гражданина, предусмотренного Конституцией Российской Федерации - права избирать и быть избранным.
В частности, речь идет о следующих составах преступлений, совершенных лицом с использованием своего служебного положения: воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, фальсификация избирательных документов, документов референдума, фальсификация итогов голосования.
Помимо вышеуказанных преступлений законопроект распространяется на следующие категории преступлений:
- особо тяжкое преступление против жизни и здоровья; особо тяжкое преступление против против общественной безопасности;
- тяжкое и особо тяжкое преступления, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
- особо тяжкое преступление против основ конституционного строя и безопасности государства;
- особо тяжкое преступление против мира и безопасности человечества;
- преступление против половой неприкосновенности и половой свободы личности несовершеннолетнего.
Проектируемые положения законопроекта позволят устранить правовую неопределенность, касающуюся применения условно-досрочного освобождения в отношении лиц, совершивших особо тяжкие с точки зрения общественной безопасности и морали преступления.
Второй частью проекта настоящего федерального закона, являющейся логическим продолжением создания более справедливого механизма наказания за особо опасные общественные деяния, проектируется новая часть статьи 84 Уголовного кодекса Российской Федерации, предполагающая невозможность объявления амнистии Государственной Думой амнистии в отношении вышеуказанных категорий преступников.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части невозможности применения положений об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания в отношении лиц, совершивших отдельные виды преступлений, а также невозможности объявления амнистии в отношении таких лиц"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части невозможности применения положений об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания в отношении лиц, совершивших отдельные виды преступлений, а также невозможности объявления амнистии в отношении таких лиц" не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части невозможности применения положений об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания в отношении лиц, совершивших отдельные виды преступлений, а также невозможности объявления амнистии в отношении таких лиц"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части невозможности применения положений об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания в отношении лиц, совершивших отдельные виды преступлений, а также невозможности объявления амнистии в отношении таких лиц" не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.