Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается уточнить некоторые понятия, применяемые в Водном кодексе Российской Федерации (далее - Кодекс).
Правительство Российской Федерации ранее давало отрицательные заключения на законопроекты аналогичного содержания, предусматривающие концептуальную переработку Водного кодекса Российской Федерации (от 7 июля 2011 г. N 3310п-П9, от 2 ноября 2012 г. N 6004п-П9 и от 17 июля 2013 г. N 4273п-П9).
Представленный законопроект по сравнению с предыдущими вариантами учитывает часть замечаний, изложенных в заключениях Правительства Российской Федерации, однако при этом также предлагает изменение сложившейся системы регулирования общественных отношений в области использования и охраны водных ресурсов и не соответствует концепции Кодекса.
В частности, предлагаемая новая редакция понятия "водные ресурсы" (подпункт "а" пункта 1 статьи 1) не согласуется с нормами Кодекса, определяющими объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.
Понятие "истощение водных ресурсов водного объекта" (подпункт "в" пункта 1 статьи 1) раскрывается с использованием понятий "минимальный годовой расход водотока" и "годовые минимальные запасы (уровни) воды в водоемах и подземных водных объектах". Однако указанные понятия в законодательстве Российской Федерации не применяются.
Законопроектом (подпункт 22 пункта 1 статьи 1) в Кодекс вводится новое понятие "расход водотока допустимый", при этом в дальнейшем указанное понятие в законопроекте не используется, также не предусматривается, кем и в каком порядке будет устанавливаться расход водотока.
Подпунктом "в" пункта 2 статьи 1 законопроекта предлагается понятие "моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие)" заменить на "внутренние морские воды, территориальное море Российской Федерации". Вместе с тем понятия "внутренние морские воды" и "территориальное море" даны в Федеральном законе "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", устанавливающем правовой режим внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 1 законопроекта предлагается дополнить Кодекс статьей 23.1, устанавливающей основания для отказа в приобретении и продлении права пользования водным объектом. Однако порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование утверждается Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 23 Кодекса). Кроме того, понятие "продление права пользования водным объектом" в Кодексе отсутствует.
Новой статьей 56.1 Кодекса устанавливается, что забор воды из водотоков (рек и ручьев), минимальный годовой расход воды в которых составляет менее 1 кубического метра в секунду, допускается только в целях питьевого водоснабжения в случае отсутствия других источников. Однако забор (изъятие) водных ресурсов для тушения пожаров допускается из любых водных объектов без какого-либо разрешения, бесплатно и в необходимом для ликвидации пожаров количестве (часть 1 статьи 53 Кодекса). Кроме того, предлагаемые ограничения на объемы водозабора и лимиты водопользования в целях охраны от истощения водных объектов могут негативно повлиять на гидроэнергетику в целом.
На основании изложенного законопроект Правительством Российской Федерации не поддерживается.
Заместитель Председателя |
С. Приходько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.