Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 714071-6 "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы И.И. Никитчуком, Г.А. Зюгановым, В.И. Кашиным и др., и отмечает следующее.
Согласно пояснительной записки, законопроект направлен на укрепление законодательной базы, регулирующей отношения в области использования и охраны водных объектов, обеспечение неистощительного рационального использования и охрану водных объектов и водных ресурсов, защиту прав граждан и иных лиц на благоприятную окружающую среду, доступ к воде и охрану их здоровья.
Рассматриваемый законопроект является сокращенным вариантом ранее внесенного в Государственную Думу группой депутатов проекта федерального закона N 629370-5 "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В этой связи законопроектом предлагается внести изменения в Водный кодекс Российской Федерации (ВК РФ) в части уточнения ряда понятий водного законодательства, перечня объектов водных отношений, требований к охране водных объектов от истощения водных ресурсов, а также об отказе в "приобретении и продлении" права пользования водным объектом и ряд других изменений.
Поддерживая в целом необходимость совершенствования и гармонизации правового регулирования водных отношений, в том числе путем изменения норм ВК РФ, Комитет отмечает, что подобные изменения, помимо учета новых экономических и социальных реалий и изменяющихся гидрологических и климатических условий, должны быть объективно необходимы и обеспечивать преемственность правового регулирования.
Вместе с тем, представленная редакция законопроекта предполагает существенное изменение сложившейся системы регулирования водных отношений.
В частности, предлагаемая новая редакция понятия "водные ресурсы" не согласуется с нормами ВК РФ, определяющими объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.
Понятие "истощение водных ресурсов водного объекта" раскрывается с использованием неприменяемых в российском законодательстве понятий "минимальный годовой расход водотока" и "годовые минимальные запасы (уровни) воды в водоемах и подземных водных объектах".
Законопроектом вводится новое понятие "расход водотока допустимый", при этом в дальнейшем указанное понятие в законопроекте не используется, также не предусматривается, кем и в каком порядке будет устанавливаться расход водотока.
Также предлагается понятие "моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие)" заменить на "внутренние морские воды, территориальное море Российской Федерации". Вместе с тем понятия "внутренние морские воды" и "территориальное море" иначе определены в Федеральном законе "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", устанавливающем правовой режим внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации.
Предлагается установить основания для отказа в приобретении и продлении права пользования водным объектом. Однако порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование утверждается Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 23 Кодекса). Кроме того, понятие "продление права пользования водным объектом" в ВК РФ отсутствует.
Новой статьей 56.1 Кодекса устанавливается, что забор воды из водотоков (рек и ручьев), минимальный годовой расход воды в которых составляет менее 1 кубического метра в секунду, допускается только в целях питьевого водоснабжения в случае отсутствия других источников. Однако забор (изъятие) водных ресурсов для тушения пожаров допускается из любых водных объектов без какого-либо разрешения, бесплатно и в необходимом для ликвидации пожаров количестве (часть 1 статьи 53 Кодекса). Кроме того, предлагаемые ограничения на объемы водозабора и лимиты водопользования в целях охраны от истощения водных объектов могут негативно повлиять на гидроэнергетику в целом.
На законопроект поступил отрицательный официальный отзыв Правительства Российской Федерации, заключение Государственно-правового Управления Президента Российской Федерации, а также отрицательные отзывы географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова и ОМННО "Совет Гринпис".
С учетом изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 714071-6 "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.