Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 629370-5 "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы Г.А. Зюгановым, В.И. Кашиным, Н.В. Арефьевым, Ю.В. Афониным, Н.В. Коломейцевым, А.В. Корниенко, Д.Г. Новиковым, Т.В. Плетневой, А.А. Пономаревым, В.Ф. Рашкиным, С.Н. Решульским, А.Ю. Русских, В.С. Шурчановым, а также А.В. Апариной, Н.И. Васильевым, С.Г. Левченко, А.Е. Локоть, В.С. Никитиным, И.И. Никитчуком, С.П. Обуховым, В.Н. Паутовым, Н.В. Разворотневым, В.С. Романовым, П.В. Романовым, С.М. Соколом, В.Н. Федоткиным, С.И. Шторгиным в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
(повторно к первому чтению)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона вносятся изменения в Водный кодекс Российской Федерации (далее - Водный кодекс РФ).
Положения проектируемой части 3 статьи 4 Водного кодекса РФ нуждаются в соотнесении с положениями земельного законодательства, лесного законодательства, законодательства о недрах, законодательства в области охраны окружающей среды, определяющими предметы их правового регулирования.
Проектируемое в части 2 статьи 6 Водного кодекса РФ примечание не согласуется со статьей 19 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) в части добычи подземных вод для собственных нужд.
Часть 1 статьи 9 Водного кодекса РФ дополняется предложением, в соответствии с которым запрещается выкуп водного объекта или его части, предоставленных физическому лицу или юридическому лицу в пользование на основании договора водопользования, за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 8 Водного кодекса РФ. Полагаем, что данная норма является избыточной, поскольку предусматривает запрет выкупа водных объектов, которые могут находиться только в федеральной собственности.
Часть 1 статьи 10 Водного кодекса РФ в предлагаемой редакции не содержит положения о том, что право пользования поверхностными водными объектами прекращается по основаниям и в порядке, которые установлены гражданским законодательством и Водным кодексом РФ, а также по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Вместе с тем согласно части 3 статьи 4 Водного кодекса РФ (в предлагаемой редакции) имущественные отношения, возникающие при использовании, восстановлении и охране водных объектов, регулируются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы Водным кодексом РФ. Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" прекращение концессионного соглашения является основанием для прекращения предоставленных концессионеру прав в отношении водного объекта.
Проектируемой статьей 31.1 Водного кодекса РФ предлагается создание и ведение Государственного водного кадастра Российской Федерации, который имеет схожие с Государственным водным реестром цели и содержание (статья 31 Водного кодекса РФ).
Водный кодекс РФ дополняется статьей 31.2, в которой предлагается создать Государственный реестр истощительного водопользования, Государственный реестр загрязнителей водных объектов, Государственный реестр причинителей вреда (ущерба) водным объектам. В целях исключения дублирования содержащейся в данных реестрах информации полагаем необходимым более четко разграничить их содержание.
В проектируемой статье 33.1 Водного кодекса РФ устанавливается порядок разработки и принятия бассейновых (федеральных) целевых программ восстановления и охраны водных объектов. Следует отметить, что согласно статье 13 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" формирование и обеспечение целевых программ отнесено к общим полномочиям Правительства Российской Федерации, в связи с чем регламентация законодателем порядка принятия указанных целевых программ нуждается в дополнительном обсуждении на предмет согласованности с принципами самостоятельности законодательной и исполнительной власти.
Проектируемые изменения статьи 52 Водного кодекса РФ нуждается в соотнесении с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" и Законом о недрах в части состава объектов государственной экологической экспертизы, а также термина "проект разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых". Кроме того, проектируемая норма концептуально не верна с учетом действующих положений Закона о недрах, определяющих порядок добычи полезных ископаемых на различных участках недр.
Требует уточнения формулировка условного наименования федерального органа исполнительной власти уполномоченного в области охраны окружающей среды, упомянутого в проектируемой части 14.2 статьи 65 Водного кодекса РФ, поскольку в области охраны окружающей среды закреплены полномочия различных федеральных органов исполнительной власти, в частности, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства лесного хозяйства и Федерального агентства по недропользованию.
В статье 6 проекта часть 1 статьи 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предлагается дополнить пунктом 4.1, в соответствии с которым к схемам территориального планирования Российской Федерации следует также относить схемы в области "использования и охраны водных объектов". Предлагаемые изменения необходимо соотнести с содержанием части 1 статьи 10 ГрК РФ.
Предлагается также внести изменение в часть 6 статьи 36 ГрК РФ, исключив из указанной части слова "земель водного фонда, покрытых поверхностными водами". Однако в действующей редакции части 6 статьи 36 ГрК РФ слова "водного фонда" отсутствуют.
В отношении изменений Закона о недрах в части добычи подземных вод (строительства водозаборов подземных вод) следует учесть, что комплексные изменения по данному вопросу уже были внесены в Закон о недрах Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 459-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В отношении предлагаемого срока вступления в силу отдельных положений проектируемого федерального закона (1 января 2014 года) обращаем внимание, что данный срок уже прошел.
Понятийный аппарат проекта нуждается в дополнительном обсуждении. Например, проектируемые понятия "дренажные воды", "сточные воды" (подпункты "з" и "л" пункта 1 статьи 1 проекта) по существу не отличаются от уже содержащихся в Водном кодексе РФ определений данных понятий. Проектируемые понятия "охрана водных объектов", "загрязняющее вещество" (подпункты "л" и "м" пункта 1 статьи 1 проекта) нуждаются в соотнесении с понятиями "охрана окружающей среды" и "загрязняющее вещество", содержащимися в Федеральном законе от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", поскольку фактически воспроизводят их содержание. Проектируемые определения понятий "пруд" и "пруд (часть водного объекта)" нуждаются в соотнесении и уточнении в части предлагаемого содержания данных понятий.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.