Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект федерального закона N 629370-5 "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы Г.А. Зюгановым, В.И. Кашиным, А.В. Апариной и др., и отмечает следующее.
Рассматриваемый законопроект является дополненным вариантом ранее внесенного в Государственную Думу в 2009 году группой депутатов проекта федерального закона N 216171-5 "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который был отклонен в первом чтении 10 октября 2009 года.
Согласно пояснительной записки, законопроект направлен на приведение отдельных положений Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" и внесенных данным Законом изменений в Гражданский, Земельный и Градостроительный кодексы Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации, устранение пробелов и внутренних противоречий в ВК РФ, а также несогласованности соответствующих норм вышеназванных федеральных законов.
В этой связи законопроектом предлагается внести изменения в ВК РФ в части изменения правового регулирования вопросов использования поверхностных и подземных водных объектов, права собственности на водные объекты, права пользования водными объектами и его прекращения, разработки бассейновых (федеральных) целевых программ восстановления и охраны водных объектов и их финансирования, государственного нормирования в области использования и охраны водных объектов, требований к использованию и охране водных объектов, включая режим водоохранных зон водных объектов, вопросов экономического регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов и ряд других изменений.
Законопроектом также предлагается внесение изменений в Федеральный закон "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" в части определения принципов государственного управления использованием, восстановлением и охраной водных объектов до утверждения нормативов забора (изъятия) воды из водных объектов и нормативов сброса сточных вод, в Гражданский, Земельный и Градостроительный кодексы Российской Федерации в части уточнения термина "водный объект", а также в Закон Российской Федерации "О недрах" в части замены понятия "подземные воды" на "подземные воды, содержащие полезные ископаемые, природные лечебные ресурсы и (или) тепловую энергию".
Поддерживая в целом необходимость совершенствования и гармонизации правового регулирования водных отношений, в том числе путем изменения норм ВК РФ, Комитет отмечает, что подобные изменения, помимо учета новых экономических и социальных реалий и изменяющихся гидрологических и климатических условий, должны быть объективно необходимы и обеспечивать преемственность правового регулирования.
Вместе с тем, представленная редакция законопроекта фактически представляет собой новую редакцию ВК РФ и предполагает радикальное изменение сложившейся системы регулирования водных отношений. Многие положения законопроекта не согласуются с концептуальными положениями действующей редакции ВК РФ и других законодательных актов Российской Федерации (в частности, это касается системы бассейнового управления водными объектами, управления использованием и охраной подземными водными объектами, вопросов собственности на водные объекты, порядка определения и взимания платы за пользование водными объектами и других концептуальных положений, установленных ВК РФ).
Такое кардинальное изменение правового регулирования вышеперечисленных вопросов может привести к ряду негативных последствий, в том числе нарушению существующего порядка нормирования, порядка учета водных объектов, порядка принятия управленческих решений, порядка перераспределения переданных полномочий, изменению компетенции федеральных органов исполнительной власти, структур уполномоченных органов федерального и регионального уровня и, кроме того, дополнительному расходованию средств федерального бюджета.
Такое мнение высказано и в заключении Правительства Российской Федерации на рассматриваемый законопроект, а также в заключениях Государственно-правового Управления Президента Российской Федерации, Правового управления Государственной Думы, профильных комитетов Совета Федерации, которые представили многочисленные замечания к законопроекту.
Также, в отзывах субъектов Российской Федерации высказаны многочисленные замечания о необходимости доработки законопроекта.
Комитет считает, что вышеназванные замечания федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо учесть в рассматриваемом законопроекте.
Положения законопроекта также необходимо согласовать с внесенным Президентом Российской Федерации и принятым в первом чтении 27.04.2012 г. законопроектом N 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
С учетом изложенного, Комитет считает целесообразным для выработки согласованной позиции между субъектами права данной законодательной инициативы, Правительством Российской Федерации, Государственно-правовым Управлением Президента Российской Федерации, Федеральным Собранием, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, рекомендовать авторам законодательной инициативы изменить текст законопроекта и доработать его до первого чтения с учетом высказанных замечаний и предложений.
Председатель комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.