Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 583004-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже" и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации"
("О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже")"
(повторно ко второму чтению)
Досье на проект федерального закона
Изучив представленный законопроект, сообщаем следующее.
В положении пункта 4 предлагаемой редакции статьи 7 Закона Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже" (далее - Закон) следует учесть, что арбитражное соглашение не может быть заключено в виде одного электронного сообщения, а лишь путем обмена такими сообщениями. Также в указанном положении законопроекта нуждается в уточнении формулировка "в соответствии с требованиями закона, предусмотренными для договора, заключаемого путем обмена документами посредством электронной связи".
Согласно пункту 4 статьи 1 проекта функции, указанные в пункте 3 статьи 16 и в пункте 2 статьи 34 Закона, выполняются федеральными арбитражными судами округов по месту арбитража, что требует согласования с положениями статей 230, 232, 235 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в которых предусмотрено выполнение данных функций арбитражными судами субъектов Российской Федерации.
Требует уточнения положение подпункта 2 пункта 2 предлагаемой статьи 17.1 Закона, согласно которому третейский суд вправе распорядиться о том, чтобы та или иная сторона третейского разбирательства "приняла меры с целью предупреждения нынешнего или неизбежного ущерба или ущерба стороне третейского разбирательства или самому третейскому разбирательству", в частности, что следует понимать под "предупреждением нынешнего или неизбежного ущерба".
Положения пунктов 1 и 2 предлагаемой статьи 17.2 Закона нуждаются в уточнении в части того, следует ли при принятии третейским судом предварительных обеспечительных мер выносить два постановления - постановление об обеспечительных мерах и предварительное постановление об обеспечительных мерах.
Обращаем внимание, что в проекте содержится две статьи, имеющие нумерацию 17.9, при этом положения пунктов 2 указанных статей идентичны. Также обращаем внимание на идентичность положений пунктов 3 и 4 второй из указанных статей. Кроме того, согласно пункту 1 данной статьи "обеспечительная мера признается имеющей обязательную силу, если третейским судом не установлено иное", в связи с чем нуждается в уточнении правовое значение обеспечительной меры, в отношении которой третейским судом установлено "иное".
В положении абзаца четвертого подпункта 1 пункта 1 предлагаемой статьи 17.10 Закона говорится об отмене или приостановлении предписанной третейским судом обеспечительной меры судом государства, в котором проводится арбитраж или в соответствии с законодательством которого была предписана эта обеспечительная мера, если на то имеются соответствующие полномочия. В связи с этим обращаем внимание, что в данном случае таким судом будет арбитражный суд Российской Федерации, при этом наличие у него полномочий, связанных с отменой или приостановлением постановлений третейского суда о применении обеспечительных мер, законодательством Российской Федерации не предусмотрено (см. пункт 1 статьи 1 Закона).
Согласно статье 3 проекта "действие настоящего Федерального закона распространяется на арбитражные соглашения, заключенные после его вступления в силу". Поскольку большинство положений проекта направлены на регулирование порядка третейского разбирательства и не касаются вопросов, связанных с заключением арбитражных соглашений, данное положение проекта нуждается в уточнении.
Замечания юридико-технического и лингвостилистического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Исполняющий обязанности |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.