Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 777831-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в части создания и регулирования деятельности товариществ собственников жилья)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел проект федерального закона N 777831-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный О.Л.Михеевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается внести изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации и Гражданский кодекс Российской Федерации в части регулирования статуса товариществ собственников жилья и жилищных кооперативов.
Необходимость внесения данного законопроекта его авторами была обусловлена следующим.
Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" внесены изменения в часть 1 Гражданского кодекса РФ, касающиеся регулирования статуса юридических лиц, в том числе товариществ собственников жилья.
Согласно данному закону товарищества собственников жилья теряют самостоятельность организационно-правовой формы и становятся товариществами собственников недвижимости. При этом нормам Гражданского кодекса Российской Федерации в части создания и организации деятельности юридических лиц, в том числе и товариществ собственников жилья, отдается приоритет над другими нормами законов, включая и нормы Жилищного кодекса Российской Федерации. То есть нормы Жилищного кодекса Российской Федерации в части регулирования вопросов создания и организации деятельности товариществ собственников жилья могут применяться постольку, поскольку они не противоречат нормам Гражданского кодекса Российской Федерации.
Последствиями принятия данного закона стали:
1. Необходимость переименования всех созданных на территории Российской Федерации товариществ собственников жилья (около 65 тыс.).
2. Невозможность применения ряда норм Жилищного кодекса Российской Федерации в отношении создаваемых товариществ собственников недвижимости и переименованных товариществ собственников жилья в товарищества собственников недвижимости ввиду их противоречия нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности:
- товарищества собственников недвижимости не могут управлять многоквартирными домами;
- товарищества собственников недвижимости не могут открывать специальные счета в целях формирования фонда капитального ремонта.
3. Невозможность применения налоговых льгот для товариществ собственников недвижимости, предусмотренных подпунктом 29 пункта 3 статьи 149 главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации при налогообложении налогом на добавленную стоимость реализации коммунальных услуг.
4. Появилась возможность создания нескольких жилищных объединений в одном многоквартирном доме (действующее товарищество собственников жилья и вновь созданное товарищество собственников недвижимости).
5. Иные последствия, связанные с организацией деятельности товариществ собственников недвижимости.
Обозначенные проблемы стали носить практический характер. Поэтому единственным их решением являлось законодательное урегулирование статуса товариществ собственников жилья.
В связи с чем, Федеральным законом от 31 января 2016 года N 7-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в жилищное законодательство, в результате которых решены проблемы, связанные с определением статуса товариществ собственников жилья и жилищных кооперативов.
Поэтому на сегодняшний день основная цель законопроекта достигнута.
Что касается вопроса установления приоритета норм Жилищного кодекса Российской Федерации в регулировании вопросов создания и организации деятельности товариществ собственников жилья, то он нуждается в отдельном обсуждении путем разработки новой законодательной инициативы. В действующей редакции проектируемая норма не согласуется с частью 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, ограничивающей приоритет жилищного законодательства только сферой жилищных отношений.
Таким образом, законопроект нуждается в доработке с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 января 2016 года N 7-ФЗ.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству не поддерживает проект федерального закона N 777831-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в представленной редакции.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.