Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 1050451-6 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (в части уточнения полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации, осуществляемых на территории автономного округа, входящего в состав края, области)",
внесенный Архангельским областным Собранием депутатов, Собранием депутатов Ненецкого автономного округа, членами Совета Федерации Л.П. Кононовой, В.Н. Павленко, В.А. Тюльпановым, депутатами Государственной Думы Е.А. Вторыгиной, О.Н. Епифановой, а также А.А. Андреевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 19 мая 2016 года (протокол N 302, пункт 79) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 1050451-6 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (в части уточнения полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации, осуществляемых на территории автономного округа, входящего в состав края, области), внесенный Архангельским областным Собранием депутатов, Собранием депутатов Ненецкого автономного округа, членами Совета Федерации Л.П. Кононовой, В.Н. Павленко, В.А. Тюльпановым, депутатами Государственной Думы Е.А. Вторыгиной, О.Н. Епифановой, а также А.А. Андреевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы.
Законопроектом предлагается внести изменение в Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ), исключив из статьи 8 норму, устанавливающую, что в краях, областях, в состав которых входят автономные округа, полномочия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, предусмотренные указанной статьей, осуществляются органами исполнительной власти края, области на всей территории края, области, включая территорию автономного округа, если иное не установлено федеральным законом.
В связи с данной законодательной инициативой Комитет отмечает следующее.
Согласно пояснительной записке законопроект направлен на устранение имеющихся противоречий между Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ) в части, касающейся полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации, осуществляемых на территории автономного округа, входящего в состав края, области.
В соответствии с подпунктом 52 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ решение вопросов создания по решению органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации мобилизационных органов в зависимости от объема мобилизационных заданий (заказов) или задач по проведению мероприятий по переводу экономики субъекта Российской Федерации на работу в условиях военного времени и обеспечения условий работникам созданных мобилизационных органов, координации и контроля за проведением органами местного самоуправления и организациями, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, мероприятий по мобилизационной подготовке, а также осуществления методического обеспечения этих мероприятий относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Указанные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) и их содержание определяется отраслевым федеральным законом - Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ.
Также следует отметить, что порядок и особенности разграничения полномочий между органами государственной власти края, области и органами государственной власти входящего в их состав автономного округа определены статьей 26.6 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ. Так, согласно пункту 3 указанной статьи в краях, областях, в состав которых входят автономные округа, полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, указанные в подпунктах 3, 5, 7 - 14, 21 - 24, 27 - 31, 34, 37, 40, 41 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ, осуществляются органами государственной власти края, области на всей территории края, области, включая территорию автономного округа, если иное не установлено федеральным законом об отношениях между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.
Однако подпункт 52 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ не включен в указанный перечень, в связи с чем, решение вопросов в области мобилизации и мобилизационной подготовки на территории автономного округа, входящего в состав края, области, не отнесено к компетенции органов государственной власти края, области, в состав которых входят автономные округа.
Вместе с тем, положениями пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ установлено, что в краях, областях, в состав которых входят автономные округа, полномочия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, предусмотренные указанной статьей, осуществляются органами исполнительной власти края, области на всей территории края, области, включая территорию автономного округа, если иное не установлено федеральным законом.
Тем самым возникает противоречие между положениями Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ и Федерального закона от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ, на устранение которого и направлен рассматриваемый законопроект.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1050451-6 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (в части уточнения полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации, осуществляемых на территории автономного округа, входящего в состав края, области) и рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.