Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 43679-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) разработан во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. N 2697-р "Об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2016 год", а также в соответствии с пунктом 2 протокола рабочего совещания в Контрольном управлении Президента Российской Федерации от 11 марта 2015 г. N Ф8-2467-5 (по вопросу проверки обеспечения российских потребителей пищевыми товарами надлежащего качества) и направлен на совершенствование норм законодательства Российской Федерации в части обеспечения быстрого и эффективного отзыва с рынка небезопасной продукции.
Законопроект предусматривает установление административной ответственности изготовителя (исполнителя, продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) за неисполнение им предусмотренной законодательством о техническом регулировании обязанности по предотвращению возможного вреда, связанного с обращением продукции, несоответствующей требованиям технических регламентов.
Согласно положениям пункта 3 статьи 36 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) в случае, если в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов, нарушений требований технических регламентов при осуществлении связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации причинен вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений или возникла угроза причинения такого вреда, изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан принять меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам, их имуществу, окружающей среде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В этой связи в соответствии со статьями 37 - 40 Федерального закона N 184-ФЗ на изготовителя (исполнителя, продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) возложено ряд обязанностей, направленных на обеспечение обращения продукции, соответствующей обязательным требованиям и недопущение причинения вреда другим лицам, их имуществу, окружающей среде, в том числе в рамках разработки и исполнения программы мероприятий по предотвращению причинения вреда (включая отзыв продукции с рынка), согласованной с органом государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией.
Указанные обязанности изготовителя включают мероприятия:
по информированию органа государственного контроля (надзора) о ставших ему известными фактах несоответствия выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов (пункт 1 статьи 37 Федерального закона N 184-ФЗ);
по проведению проверки достоверности, полученной им информации о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов (пункт 1 статьи 38 Федерального закона N 184-ФЗ);
по выполнению разработанной им программы мероприятий по предотвращению причинения вреда (пункт 2 статьи 38 Федерального закона N 184-ФЗ) и приостановлению производства и реализации продукции, а также ее отзыву в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 38 Федерального закона N 184-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 40 Федерального закона N 184-ФЗ за нарушение требований об отзыве продукции могут быть применены меры уголовного и административного воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает специальных составов административных правонарушений, влекущих административную ответственность для изготовителя (исполнителя, продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) за неисполнение перечисленных обязанностей.
Согласно данным статической отчетности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в 2015 году выявлено 75298 случаев нарушений требований технических регламентов Таможенного союза (Евразийского экономического союза), что в 1,5 раза больше чем в 2014 году и в 3,5 раза превышает показатели 2013 года, в том числе было выявлено 54948 нарушений требований к продукции и 19998 нарушений требований к процессам производства и обращения продукции.
Общее число юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых были выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, возросло по сравнению с 2013 годом почти в 1,6 раза и составило в 2015 году - 2 896.
Кроме этого, по данным статистической отчетности за 2015 год территориальными органами Роспотребнадзора при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов было проведено 30107 проверок, завершившихся выдачей предписаний об устранении нарушений, в том числе было выдано 2980 предписаний о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда и 8560 предписаний о приостановлении реализации продукции. В 10% случаев выданные предписания территориальных органов Роспотребнадзора не были выполнены, что также соответствует уровню 2013 - 2014 годов.
С учетом изложенного, законопроектом предусматривается установление специальных составов административных правонарушений, влекущих административную ответственность для изготовителя (исполнителя, продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) за неисполнение законодательно установленных обязанностей по принятию мер, направленных на предупреждение и предотвращение причинения вреда жизни и здоровью граждан, их имуществу, окружающей среде.
Принятие законопроекта будет способствовать реализации задач, связанных с предотвращением угроз здоровью и безопасности людей, в том числе за счет пресечения производства, ввоза и реализации на территории Российской Федерации некачественной и опасной продукции (в том числе продуктов питания), предупреждения заболеваний (отравлений, травм), связанных с употреблением (использованием) такой продукции, обеспечению защиты прав потребителей и общественной безопасности.
Полномочиями осуществлять производство по указанным делам об административных правонарушениях предлагается наделить должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена статьями 14.43 - 14.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Реализация будущего федерального закона не повлечет за собой увеличение штатной численности федеральных государственных служащих, а также изменений финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
В законопроекте положений, не соответствующих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, не содержится.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.