Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 48959-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N Пр-2679, данных по итогам совместного заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта и наблюдательного совета автономной некоммерческой организации "Организационный комитет "Россия-2018" 8 декабря 2015 г.
Анализ правоприменительной практики показал, что со дня вступления в силу (с 20 января 2014 г.) статьи 20.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) "Нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований" по настоящее время на территории 60 субъектов Российской Федерации в период проведения спортивных мероприятий по части 1 статьи 20.31 КоАП составлено 2168 административных материалов (на футбольных матчах - 1900, на хоккейных матчах - 260, на прочих соревнованиях - 8).
Основными нарушениями Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 1156, в рассматриваемый период явились: выбегание на поле (бросание на поле предметов) - 73; пронос и использование пиротехнических изделий - 679; нецензурная брань - 312; нахождение в пьяном виде - 828.
При этом своими действиями правонарушители создавали угрозу собственной безопасности, жизни, здоровью, а также безопасности, жизни, здоровью зрителей, находящихся в месте проведения официального спортивного соревнования.
В 2014 и 2015 годах к правонарушителям были применены различные виды наказания: предупреждение - 7, административный штраф - 1382 (на общую сумму более 4 млн. рублей), административный арест (1-6 суток) - 18, обязательные работы - 13, а в качестве дополнительного наказания в отношении 123 граждан применялся административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.
В то же время установленные статьей 20.31 КоАП санкции не оказывают на правонарушителей должного профилактического воздействия.
Так, в 2015 году отмечается рост по сравнению с 2014 годом числа использованных пиротехнических изделий при проведении спортивных соревнований в 1,8 раза. Количество лиц, привлеченных к административной ответственности за нахождение в пьяном виде в месте проведения соревнований, а также за оскорбление других лиц, выросло на 12% и 8% соответственно.
Законопроектом предлагается дополнить статью 20.31 КоАП частью третьей, в соответствии с которой в случаях грубого нарушения правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований на правонарушителей накладываются административный штраф в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или административный арест на срок до десяти суток с наложением административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения на срок от одного года до семи лет.
Также предлагается дополнить указанную статью примечанием, определяющим грубые нарушения правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, к которым предлагается отнести правонарушения, создающие угрозу собственной безопасности, жизни, здоровью, а также безопасности, жизни, здоровью иных лиц, находящихся в месте проведения официального спортивного соревнования или на прилегающей к нему территории, и нарушения, повлекшие за собой приостановление либо прекращение официального спортивного соревнования.
Анализ правоприменения части 5 статьи 20.25 КоАП показал, что за нарушение административного запрета привлечено к административной ответственности 10 граждан, что составляет более 8% от общего числа наказанных (123). Это свидетельствует о низкой эффективности применяемых санкций.
В этой связи, а также с учетом введения ответственности за грубые нарушения правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований предлагается за нарушение административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения (часть 5 статьи 20.25 КоАП) увеличить минимальный размер штрафа до 40 тыс. рублей, максимальный - до 50 тыс. рублей, а также установить срок административного ареста длительностью от 10 до 15 суток.
В связи с проведением в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, а также с учетом событий чемпионата Европы по футболу UEFA 2016 года во Франции, повлекших массовую депортацию российских болельщиков, в законопроекте предлагается дополнить статью 20.31 КоАП четвертой частью, в соответствии с которой на иностранных граждан или лиц без гражданства, совершивших повторное или грубое нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, накладывается административный штраф в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Вместе с тем, принимая во внимание позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2016 г. N 5-П, в целях необходимости предотвращения противоправных (особенно множественных и грубых) посягательств на общественный порядок, неотвратимости наказания для иностранных граждан и лиц без гражданства, выразивших в существенной степени неуважение к требованиям законодательства Российской Федерации, законопроектом предусмотрена возможность замены административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации административным запретом на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения на срок от одного года до семи лет.
Введение указанных норм будет способствовать формированию у зрителей официальных спортивных соревнований законопослушного поведения, укреплению правопорядка и общественной безопасности.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
В связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.