Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 50030-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
С 2012 года началась акцизная реформа, которая вызвала двукратный рост цен на легальную водку. Если в 2010 году самая дешевая легальная водка в магазине стоила 100-110 руб., то в 2015 году - от 200 - 220 руб. за 0,5 л. При этом нелегальная водка в нелегальной рознице сейчас стоит те же 100 руб. за 0,5 л.
Разумеется, при такой разнице в цене для потребителя началось резкое падение продаж легального алкоголя на фоне относительно постоянного уровня фактического потребления алкоголя, который ряд российских экспертов оценивают на уровне 12-13 л в абсолютном алкоголе.
За период с середины 2012 года по 2014 год общее повышение ставок акцизов на крепкую алкогольную продукцию составило 97 процентов (с 254 до 500 руб. за литр безводного спирта), что, в свою очередь, обусловило увеличение конечной цены указанной алкогольной продукции.
При росте розничной цены на крепкую алкогольную продукцию потребитель делает выбор в пользу дешевой водки, так как сегмент алкогольной продукции даже по минимальным ценам становится все менее доступным.
В этой связи сегмент, занимаемый ранее легальной розницей, постепенно замещается дешевым суррогатным алкоголем, оборот которого на рынке ведется без уплаты налогов.
Согласно статистической информации объем розничных продаж крепкой алкогольной продукции за 2015 год снизился по сравнению с 2012 годом более чем на 40 процентов. За 2012-2015 гг. сокращение легальных (лицензированных) розничных точек продаж алкоголя составило 25% (с 305 тыс. торговых объектов до 230 тыс.).
Значительная часть лицензиатов, перешла в нелегальный сегмент. По экспертным оценкам, на сегодняшний день около 30% розничных точек, реализующих алкоголь, работает нелегально (без лицензии).
В теневом секторе, на который приходится торговля физическими лицами на рынках, с машин и "из рук в руки", торговля магазинов без лицензии, в том числе через Интернет с доставкой покупателю, включая продажу алкоголя под видом спиртосодержащей продукции, приходится от 50 до 70% объема продаваемого крепкого алкоголя.
По данным Минздрава России в стране ежегодно умирает от суррогатного алкоголя свыше 35 - 40 тысяч человек, при этом статистика свидетельствует о ежегодном росте числа таких отравлений.
Количество правонарушений на алкогольном рынке, связанных с незаконной (безлицензионной) деятельностью по данным статистической отчетности не сокращается, а ежегодно увеличивается. Так, в 2013 году было выявлено 14 083 указанных нарушений, в 2014 году - 16 147, а в 2015 году - 19 010, за 6 месяцев 2016 года - 9 004, что больше аналогичного периода прошлого года на 6%.
В 2013 году выявлено 141 подпольных цеха по производству алкогольной продукции, в 2014 году - 146, в 2015 году - 175, за первое полугодие 2016 года - 85, что больше на 3% аналогичного периода прошлого года. Пресечена деятельность организованных групп, совершивших правонарушения, связанные с незаконным производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в 2013 году - 13, в 2014 году - 16, в 2015 году - 82.
Если в 2013 году было выявлено 94,5 тыс. лиц, совершивших правонарушения, связанные с незаконным производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, до в 2015 году было выявлено таких лиц 106,6 тыс. За 1 полугодие 2016 года было выявлено 56,8 тыс., что больше аналогичного периода прошлого года на 7%.
С момента вступления в действия положений законодательства РФ об обязательном внесудебном изъятии оборудования, используемого для незаконного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, изъято 2 405 единиц технологического оборудования (весом более 1700 тонн) со 131 объекта нелегального производства спирта и алкоголя.
Продолжает изыматься огромное количество нелегального спирта и алкогольной продукции, произведенных без лицензии. Так, в 2013 году было изъято 0,7 млн. дал спирта и 1,6 млн. дал алкогольной продукции; в 2014 году - 1 млн. дал спирта и 3,1 млн. дал. алкогольной продукции; в 2015 году - 0,9 млн. дал спирта и 2,7 млн. дал алкогольной продукции; за первое полугодие 2016 года - 0,4 млн. дал спирта и 1 млн. дал алкогольной продукции.
Основными причинами роста числа правонарушений в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является, прежде всего, высокая доходность незаконной деятельности и относительно низкий уровень ответственности.
Учитывая, что правоохранительными и контролирующими органами с учетом имеющихся у них ресурсов выявляется до 10% от реально существующих объектов незаконной деятельности и нелегальных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции нелегальный алкогольный рынок приносит ежегодно более 100 млрд. рублей доходов его участникам в денежном эквиваленте, а вышеуказанные статистические данные позволяют сделать вывод о том, что нелегальный рынок продолжает расти, как по объему, так и по доходам.
При этом в настоящее время за осуществление деятельности без лицензии, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, предусмотрена уголовная ответственность по статье 171 Уголовного кодекса Российской Федерации в виде наказания штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.
Размер санкций несоизмерим с доходами, получаемыми от деятельности без лицензии, и, соответственно, не может рассматриваться как превентивная мера, направленная на предотвращение указанных деяний, а также на их сокращение.
Учитывая нарастающие масштабы проблемы нелегального оборота алкогольной продукции, предлагается усилить уголовную ответственность за деятельность без лицензии.
Так, законопроектом предлагается выделить указанный состав преступления в качестве специального по отношению к статье 171 Уголовного кодекса Российской Федерации, установив повышенный размер штрафа за его совершение.
Кроме того, законопроектом предлагается установить, что крупным размером в проектируемой статье 171.3 Уголовного кодекса Российской Федерации признается стоимость этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство и (или) оборот которых осуществляется без соответствующей лицензии, превышающая триста тысяч рублей.
Указанная сумма рассчитана, исходя из стоимости минимальной партии алкогольной продукции, возможной к перевозке автомобилем "Газель". Так, указанная автомашина может перевезти 150 коробок водки по 20 бутылок каждая.
Сумма неуплаченного акциза с указанной партии составляет приблизительно триста тысяч рублей.
Кроме того, в целях сокращения объема нелегального оборота алкогольной продукции законопроектом предлагается ввести уголовную ответственность за продажу алкогольной продукции физическими лицами, совершенную неоднократно.
Согласно статье 327.1 Уголовного кодекса Российской Федерации за изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных акцизных марок либо федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции либо поддельных специальных (акцизных) марок для маркировки табачных изделий предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Также частью четвертой указанной статьи за использование для маркировки алкогольной продукции заведомо поддельных акцизных марок либо федеральных специальных марок, а равно использование для маркировки табачных изделий заведомо поддельных специальных (акцизных) марок предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.
В указанную статью дважды в 2013 и 2014 году вносились изменения, направленные на усиление ответственности, однако, статистические данные свидетельствуют о том, что ответственность, установленная действующим законодательством, несоизмеримо меньше по сравнению с прибылью, получаемой нарушителями от такой деятельности и также не может рассматриваться как превентивная мера, направленная на предотвращение указанных деяний.
В ходе контрольных мероприятий, проведенных Росалкогольрегулированием только в первом полугодии 2016 года, изъято свыше 7 млн. единиц поддельных федеральных специальных марок.
В рамках только одного из контрольных мероприятий было изъято 1,5 млн. единиц поддельных федеральных специальных марок. Потери бюджета в случае использования указанных марок составили бы 180 млн. рублей, а незаконный доход от продажи алкогольной продукции, маркированной этим количеством марок - 150 млн. рублей .
Количество изымаемых поддельных федеральных специальных марок растет: за I квартал 2016 года было вывезено для уничтожения 126 рулонов поддельных марок, за II квартал 2016 года - 646 рулонов и 21 коробка, а за III квартал 2016 года - 956 рулонов и 43 коробки.
На количество правонарушений, связанных с выпуском и оборотом продукции, маркированной поддельными федеральными специальными или акцизными марками, изменения уголовного законодательства никак не повлияли. Более того количество таких правонарушений, не взирая на внесенные в 2013 и 2014 году изменения, увеличилось. По сравнению с 2012 годом более чем в 3 раза (с 1091 в 2012 году до 3311 в 2015 году), а за 6 месяцев 2016 года рост составил еще 11%.
Приведенные данные свидетельствуют о значительном объеме оборота поддельных федеральных специальных марок, и подтверждают тот факт, что действующие санкции за изготовление, сбыт и использование поддельных марок не позволяют сократить количество указанных правонарушений.
Учитывая высокую общественную опасность, связанную с указанными деяниями, предлагается усилить уголовную ответственность за изготовление и использование поддельных акцизных марок и федеральных специальных марок, дополнив статью 327.1 Уголовного кодекса Российской Федерации новыми частями пятой и шестой, устанавливающими дополнительные квалифицирующие признаки деяний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 327.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Законопроект соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений законопроекта будет способствовать усилению ответственности за нелегальный оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся подакцизными товарами, а также принесет дополнительные доходы бюджета в виде доходов от уплаты акциза и налога на добавленную стоимость с продукции, которая станет легальной.
Реализация проекта федерального закона не повлечёт изменения объема полномочий и (или) компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.