Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 52629-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся регулирования трудовых отношений на морском и внутреннем водном транспорте"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся регулирования трудовых отношений на морском и внутреннем водном транспорте" (далее - законопроект) разработан в целях реализации решения принятого Минтрансом России совместно с организациями российских судовладельцев и профсоюзов, представляющих интересы моряков, по исключению из законодательства Российской Федерации уставов о дисциплине, регулирующих дисциплину труда на морском и внутреннем водном транспорте дополнительно к соответствующим нормам, содержащимся в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс).
У судовладельцев (работодателей) существуют эффективные меры дисциплинарного воздействия, соответствующие рыночным условиям, в том числе меры стимулирования труда, что позволяет для регулирования дисциплины труда на морском и внутреннем водном транспорте использовать положения, содержащиеся в разделе VIII Трудового кодекса. Правоприменительная практика на судах российских судоходных компаний показала, что использование иных мер дисциплинарного воздействия, чем это предусмотрено Трудовым кодексом, не практикуется или практикуется крайне редко.
Законопроект предусматривает внесение изменений в статью 330 Трудового кодекса, направленных на устранение императивности содержащейся в ней нормы, в соответствии с которой дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, в обязательном порядке регулируется положениями (уставами) о дисциплине, утверждаемыми федеральными законами, а также внесение изменений в статьи 57, 67 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и статьи 28, 31 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ) в части исключения из текстов указанных статей ссылок на уставы о дисциплине.
В соответствии со статьями 22 и 192 Трудового кодекса право поощрения работников и применения к ним дисциплинарных взысканий имеет работодатель.
В соответствии со стандартом А2.1 Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве моряки, работающие на судах, имеют подписанный как моряком, так и судовладельцем или представителем судовладельца трудовой договор моряка, в связи с чем работодателем для моряка является судовладелец, как и в силу статьи 28 КВВТ работодателем для члена экипажа судна внутреннего плавания является также судовладелец.
Капитан судна, являясь представителем судовладельца, обязан создавать условия, необходимые для соблюдения членами экипажа судна дисциплины труда на судне, в частности капитан судна имеет право поощрять членов экипажа судна за добросовестное выполнение трудовых обязанностей и накладывать дисциплинарные взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение членом экипажа возложенных на него служебных обязанностей.
Законопроект предусматривает наделение капитана судна правом по согласованию с судовладельцем применять поощрения, установленные Трудовым кодексом, а также применять взыскания в виде замечания и выговора в порядке, установленном Трудовым кодексом.
Согласование применения дисциплинарных взысканий с судовладельцем может осуществляться с использованием средств связи или посредством включения судовладельцем в правила внутреннего трудового распорядка, регулирующие в том числе и вопросы трудовых отношений, положений о полномочиях капитана судна на поощрение членов экипажа судна и наложение на них дисциплинарных взысканий.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся регулирования трудовых отношений на морском и внутреннем водном транспорте"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся регулирования трудовых отношений на морском и внутреннем водном транспорте" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся регулирования трудовых отношений на морском и внутреннем водном транспорте" признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся регулирования трудовых отношений на морском и внутреннем водном транспорте" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся регулирования трудовых отношений на морском и внутреннем водном транспорте" признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся регулирования трудовых отношений на морском и внутреннем водном транспорте" (далее - законопроект) потребует признания утратившими силу:
1. Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 395 "Об утверждении Устава о дисциплине работников морского транспорта".
Срок подготовки проекта постановления Правительства Российской Федерации 12 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, головной исполнитель - Минтранс России.
2. Постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2000 г. N 708 "Об утверждении Устава о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации".
Срок подготовки проекта постановления Правительства Российской Федерации 12 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, головной исполнитель - Минсельхоз России.
Принятие законопроекта потребует признания не действующим на территории Российской Федерации постановления Совета Министров СССР от 26 августа 1985 г. N 812 "Об утверждении Устава о дисциплине работников речного транспорта СССР".
Срок подготовки проекта постановления Правительства Российской Федерации 12 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, головной исполнитель - Минтранс России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.