Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части проведения торгов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений" (далее - законопроект) подготовлен Минприроды России в соответствии с абзацем 2 подпункта "в" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 7 мая 2013 г. N Пр-1037 по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 11 апреля 2013 г.
Законопроект предусматривает новую редакцию главы 8 Лесного кодекса Российской Федерации, содержащую положения об организации и порядке проведения торгов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, проводимых в форме открытого аукциона и открытого конкурса, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений.
Положения законодательства Российской Федерации о контрактной системе государственных закупок не распространяются на отношения, связанные с организацией и проведением торгов на право заключения договоров аренды лесных участков для целей заготовки древесины.
Необходимость введения альтернативных способов проведения торгов на право заключения договора аренды лесного участка - конкурса для определения победителя и заключения с ним договора аренды лесного участка обусловлена следующими обстоятельствами.
В целях урегулирования проблем, связанных с получением права на заключение договора аренды лесного участка предприятиями, осуществляющими глубокую переработку древесины, необходимо ввести конкурсную процедуру торгов. При этом основным способом заключения договоров аренды лесного участка должен остаться аукцион. Конкурс, по сути, является дополнительным инструментом обеспечения сырьем предприятий переработчиков древесины.
При планировании проведения конкурсов для предприятий, осуществляющих глубокую переработку древесины, субъекты Российской Федерации самостоятельно в планах развития региона будут учитывать среднесрочный и долгосрочный социально-экономический эффект от развития на их территории производств и развития производительных сил региона, производства в регионе продукции с высокой добавленной стоимостью, создания дополнительных рабочих мест и прочее (в том числе и в денежном исчислении). Это в свою очередь позволит субъектам Российской Федерации определить целесообразность проведения той или иной процедуры торгов - конкурс или аукцион.
Законопроектом определяются условия для принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений решения о необходимости проведения конкурса по результатам рассмотрения заявлений, поступающих от лиц, нуждающихся в древесине и имеющих лесоперерабатывающие мощности. В целях исключения злоупотребления полномочиями при подготовке к проведению конкурсов органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области лесных отношений, законопроект предусматривает утверждение Правительством Российской Федерации порядка подтверждения соответствия заявленной потребности в древесине имеющимся производственным мощностям.
При этом в целях проверки организатором конкурса достоверности сведений об обеспечении участника конкурса лесными ресурсами, законопроектом предусмотрено использование информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней. Законопроект предусматривает утверждение Правительством Российской Федерации порядка принятия решения о проведении конкурса или об отказе в его проведении по основаниям, установленным законопроектом.
Требования к участникам конкурса, порядок оценки конкурсных предложений, а также критерии выявления победителя при проведении конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в целях заготовки древесины предприятиями лесного комплекса планируется устанавливать актом Правительства Российской Федерации.
Предполагается, что критерии выявления победителя при проведении конкурса будут включать в себя такие параметры как создание и развитие современных объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, эффективное использование материальных, финансовых, трудовых и природных ресурсов, обеспечивающих повышение производительности труда, внедрение импортозамещающих, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий, увеличение выпуска продукции с высокой долей добавленной стоимости. Данные параметры приведены в соответствие со статьей 4 принятого Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации", устанавливающей цели, задачи и принципы промышленной политики.
По результатам конкурса определяется победитель - лицо, которое предложило лучшие условия использования лесного участка по сравнению с предложенными остальными участниками.
Повышению эффективности использования арендованных лесных участков будет способствовать развитие лесоперерабатывающих предприятий по комплексной переработке древесных ресурсов, включающих в себя несколько взаимосвязанных производств, обеспечивающих переработку всей заготавливаемой древесины, в том числе отходов лесопереработки, и, как следствие, выпуск продукции высокой добавленной стоимости.
Принимая во внимание, что ценовой фактор при оценке конкурсных предложений не будет иметь первостепенное значение, предполагается, что договоры аренды при такой форме торгов будут заключены по цене не намного превышающей начальную, определенную по минимальным ставкам. Таким образом, представление лесного участка по результатам конкурса является преференцией для предприятий, осуществляющих глубокую переработку древесины.
Вместе с тем, в целях стимулирования арендатора к глубокой переработке древесины, законопроект предусматривает возможность расторжения договора аренды, заключенного по результатам конкурса, в случае невыполнения арендаторов обязательств, возникших из заключенного по результатам конкурса договора аренды лесного участка.
Законопроект разработан не в рамках реализации государственных программ Российской Федерации и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части проведения торгов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений"
Принятие законопроекта будет способствовать повышению эффективности использования лесов, увеличению занятости населения, а также получению дополнительных доходов бюджетной системы Российской Федерации (более 500 млн. рублей ежегодно).
Бюджетные расходы, связанные с реализацией законопроекта, будут осуществляться в ходе исполнения федерального бюджета.
Дополнительных расходов федерального бюджета в связи с принятием законопроекта не потребуется.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части проведения торгов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части проведения торгов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части проведения торгов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений"
В связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части проведения торгов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений" (далее - законопроект) не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
В связи с законопроектом не потребуется признания утратившими силу или приостановления нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
Принятие законопроекта потребует принятия следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации:
N |
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости принятия |
Примерный срок |
Краткое описание |
Краткие сведения о головном исполнителе и соисполнителях |
1. |
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении требований к участникам конкурса, порядка оценки предложенных условий, критерии выявления победителя при проведении конкурса, включающие в себя наличие и (или) развитие современных объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, эффективное использование материальных, финансовых, трудовых и природных ресурсов, обеспечивающих повышение производительности труда, внедрение импортозамещающих, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий, увеличение выпуска продукции с высокой долей добавленной стоимости". |
Реализация части 9 изменяемой статьи 80 Лесного кодекса Российской Федерации. |
I квартал 2017 г. |
Цель правового регулирования - устранение пробелов правового регулирования. Предмет правового регулирования - общественные отношения, связанные с проведением конкурсных процедур. |
Головной исполнитель: Минприроды России |
Содержание правового регулирования - установление требований к участникам конкурса, порядка оценки конкурсных предложений, критериев выявления победителя при проведении конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. |
Соисполнитель: Минпромторг России, ФАС России |
||||
2. |
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении формы заявления о потребности в древесине, содержащей сведения об объектах лесоперерабатывающей инфраструктуры и о потребности в древесины, порядка рассмотрения этого заявления и принятия решения о проведении (отказе от проведения) конкурса". |
Реализация части 4 изменяемой статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации. |
I квартал 2017 г. |
Цель правового регулирования - устранение пробелов правового регулирования. Предмет правового регулирования - общественные отношения, связанные с проведением конкурсных процедур. |
Головной исполнитель: Минприроды России |
Содержание правового регулирования - организатор конкурса имеет право отказаться от его проведения в случаях и в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. |
Соисполнитель: Минпромторг России |
||||
3. |
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка определения наличия на территории субъекта Российской Федерации пригодных для заготовки лесных участков с расположенными на них лесными насаждениями, соответствующими заявлению о потребности в древесине, порядка подтверждения органами государственной власти, органами местного самоуправления потребности заявителя в древесине информацией из единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней, порядка подтверждения соответствия заявленной потребности в древесине имеющимся объектам лесоперерабатывающей инфраструктуры". |
Реализация части 8 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации. |
I квартал 2017 г. |
Цель правового регулирования - устранение пробелов правового регулирования. Предмет правового регулирования - общественные отношения, связанные с проведением конкурсных процедур. |
Головной исполнитель: Минприроды России |
Содержание правового регулирования - установление механизма, позволяющего определять на территории субъекта Российской Федерации лесных участков с расположенными на них лесными насаждениями, соответствующими заявлению о потребности в древесине, возможных для заготовки древесины, а также механизма, подтверждающего потребность заявителя в древесине и соответствие имеющимся объектам лесоперерабатывающей инфраструктуры |
Соисполнитель: Минпромторг России |
Принятие законопроекта потребует изменения следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации:
N |
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости принятия |
Примерный срок |
Краткое описание |
Краткие сведения о головном исполнителе и соисполнителях |
1. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
Предусмотренная законопроектом редакция требует размещения извещения о проведении конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и конкурсной документации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не менее чем за тридцать дней до дня проведения конкурса на право заключения договора аренды лесного участка. |
I квартал 2017 г. |
Цель правового регулирования - устранение пробелов правового регулирования. Предмет правового регулирования - общественные отношения, связанные с заключением договора аренды лесного участка. |
Головной исполнитель: Минэкономразвития России. |
Содержание правового регулирования - размещение извещения о проведении конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и конкурсной документации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
Соисполнители: Минприроды России |
В связи с законопроектом не потребуется признания утратившими силу, приостановления или принятия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Принятие законопроекта потребует изменения нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти:
N |
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости принятия |
Примерный срок |
Краткое описание |
Краткие сведения о головном исполнителе и соисполнителях |
1. |
Приказ Минприроды России от 28 октября 2015 г. N 445 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесных участков, находящегося в государственной или муниципальной собственности" |
Необходимость определения особенностей подготовки и заключения договора аренды по результатам конкурса. |
I квартал 2017 г. |
Цель правового регулирования - восполнение пробела правового регулирования. Предмет правового регулирования - общественные отношения, связанные с арендой лесных участков. Содержание правового регулирования - установление особенностей подготовки и заключения договора аренды лесного участка по результатам конкурса. |
Головной исполнитель: Минприроды России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.