Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 37671-7 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Внедрение новых сервисов и форматов предоставления услуг с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", требует адекватного нормотворческого реагирования с целью обеспечения защиты интересов граждан Российской Федерации, а также учета интересов национальной безопасности.
В последнее время все большее развитие получает технология ОТТ (Over the top), функционирующая на базе операторских сетей связи, в рамках которой предоставляются услуги, изменяющие традиционное поведение пользователей, модели общественного взаимодействия, ведения бизнеса и формирования информационных потоков.
Такие отмечаемые экспертами преимущества ОТТ как адаптивность, доступность, удобство и простота использования все больше предопределяют выбор потребителей в пользу сервисов, использующих для оказания услуг ОТТ-решения.
При этом деятельность таких субъектов рынка, оказывающих услуги вида ОТТ, как онлайн-кинотеатры и другие сетевые ресурсы, осуществляющие цифровую дистрибуцию видеоконтента, остается неурегулированной.
Для восполнения имеющихся пробелов в правовом регулировании разработан проект Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект).
Законопроект предусматривает регулирование правового статуса аудиовизуальных сервисов, ориентированных на российского потребителя.
К таковым отнесены сервисы, монетизирующие свои услуги за счет просмотра рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, либо предоставляющие видеоконтент отечественному потребителю по подписке (за плату).
Законопроект вводит ограничение иностранного участия (иностранного контроля) над организаторами аудиовизуальных сервисов, доступ к которым ежедневно в течение месяца составляет более ста тысяч находящихся на территории Российской Федерации пользователей информационно-телекоммуникационной сети, в том числе сети "Интернет", либо который предназначен преимущественно для пользователей, находящихся на территории одного субъекта Российской Федерации, и доступ к которому ежедневно в течение месяца составляет более двадцати тысяч пользователей информационно-телекоммуникационной сети, в том числе сети "Интернет".
Аудиовизуальные сервисы с указанной выше посещаемостью подлежат включению в реестр аудиовизуальных сервисов в порядке, определенном законопроектом.
Из правила об ограничении иностранного участия есть несколько исключений: а) для организаторов аудиовизуальных сервисов, являющихся хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, осуществляющими деятельность, указанную в Федеральном законе "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" и (или) лиц, входящих с ними в одну группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона "О защите конкуренции"; б) для организаторов аудиовизуальных сервисов, предоставляющих доступ преимущественно к аудиовизуальной продукции, размещаемой пользователями сети "Интернет" - физическими лицами. Порядок и критерии определения преимущественного содержания аудиовизуальной продукции, размещаемой пользователями сети "Интернет" - физическими лицами, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи. Кроме того, решение о допущении иностранных инвестиций в аудиовизуальный сервис, включенный в реестр, может принять Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
В целях обеспечения и защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации законопроект устанавливает запрет на использование аудиовизуального сервиса в целях совершения уголовно наказуемых деяний; для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну; для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм; других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию и иной запрещённой в Российской Федерации информации. Законопроект устанавливает механизм (процедуру) удаления по требованию пользователя распространяемой с нарушением законодательства Российской Федерации информации, являющейся недостоверной, содержащей сведения о частной жизни гражданина, а также сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию. Законопроект вводит обязанность классификации и маркировки распространяемого аудиовизуальным сервисом контента в целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Согласно законопроекту контроль за соблюдением установленных законом требований осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, который наделяется полномочиями направлять организаторам аудиовизуальных сервисов обязательные для исполнения требования, а также предупреждения о недопустимости нарушений законодательства, а равно правом обращаться в суд с заявлением о запрете распространения на территории Российской Федерации аудиовизуального сервиса - нарушителя в случаях неоднократного в течение года неисполнения организатором аудиовизуального сервиса требований об устранении нарушений проектируемой статьи, нарушении требований законодательства Российской Федерации, применимых к аудиовизуальным сервисам, указанных в уведомлении, направленном организатору аудиовизуального сервиса уполномоченным органом, либо в случае нарушения организатором аудиовизуального сервиса требований о доле иностранного участия в уставном капитале такого сервиса.
Требования законопроекта не распространяются на аудиовизуальные сервисы, предоставляющие доступ исключительно к пользовательскому контенту, ввиду невозможности полноценного контроля со стороны организатора аудиовизуального сервиса за его содержанием, а также на информационные системы, осуществляющие по запросу пользователя поиск в сети "Интернет" аудиовизуальной продукции и предоставляющие пользователю сведения об указателе страницы сайта в сети "Интернет" для доступа к запрашиваемой аудиовизуальной продукции, расположенной на сайтах в сети "Интернет", принадлежащих иным лицам.
Законопроект предусматривает также переходные положения в целях обеспечения проведения необходимых организационно-правовых процедур, требуемых для исполнения предусмотренных в нем нормативных предписаний.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не повлечет за собой увеличение расходов федерального бюджета.
Перечень нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
1. Принятие Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не предусматривает признание утратившими силу, приостановление нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
2. Принятие Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" предусматривает внесение изменений в следующие нормативные правовые акты Российской Федерации:
1) Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 2008 г. N 510 "О Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации".
3. Принятие Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" предусматривает:
1) установление федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи порядка направления и формы указанного в статье 10.5 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ходатайства, а также порядка принятия решения по указанному ходатайству и форму такого решения;
2) определение федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи порядок взаимодействия организаторов аудиовизуальных сервисов с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи;
3) утверждение Правительством Российской Федерации перечня документов, свидетельствующих о соблюдении требований части 3 статьи 10.5 Федерального закона от 27 июля 2007 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
4) определение Правительством Российской Федерации порядка подачи и рассмотрения обращений, а также принятия решений о разрешении выступать организатором аудиовизуального сервиса либо разрешении установления контроля над организатором аудиовизуального сервиса;
5) утверждение федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи порядка и критериев определения преимущественного содержания аудиовизуальной продукции, размещаемой пользователями информационно-телекоммуникационной сети, в том числе сети "Интернет" - физическими лицами, в аудиовизуальных сервисах;
6) установление Правительством Российской Федерации порядка ведения реестра аудиовизуальных сервисов в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе сети "Интернет";
7) определение Правительством Российской Федерации оснований и порядка направления требований организаторам аудиовизуальных сервисов;
8) определение уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядка взаимодействия уполномоченного федерального органа исполнительной власти с операторами связи и организаторами аудиовизуального сервиса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.