Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 47045-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования клиринговой деятельности и деятельности центрального контрагента"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести ряд изменений в Федеральный закон "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" (далее - Закон о клиринге), а также иные законодательные акты, целью которых является совершенствование регулирования клиринговой деятельности и деятельности центрального контрагента.
1. В настоящее время статья 13 Закона о клиринге позволяет центральному контрагенту заключать с участниками клиринга договоры от их имени без их согласия и без доверенности. Цель заключения таких договоров - урегулирование ситуации дефолта одного или нескольких участников клиринга. Заключая подобные договоры, центральный контрагент минимизирует свои собственные риски, и как следствие, риски всей финансовой системы.
Закон о клиринге определяет категорию особых участников клиринга - клиринговых брокеров, которые вправе исполнять перед центральным контрагентом не только свои собственные обязательства, но и обязательства (договоры), которые были ими заключены в интересах их клиентов (клиенты клирингового брокера). Таким образом, для своих клиентов клиринговые брокеры по сути являются теми же центральными контрагентами, что и центральный контрагент для участников клиринга. В случае, когда клиент клирингового брокера допускает дефолт, разумным представляется предоставить возможность центральному контрагенту заключать от имени клирингового брокера договоры, несмотря на то, что сам клиринговый брокер дефолт не допускал. При этом такой договор должен заключаться только в случае согласия клирингового брокера. Это позволит нейтрализовать риски дефолта на самой ранней стадии и не допустить возникновение угрозы финансовой устойчивости центрального контрагента и всего финансового рынка.
2. В статье 15 Закона о клиринге предлагается предусмотреть положения, обеспечивающие защиту имущества клиента участника клиринга, учитываемого на товарных счетах, от обращения взыскания по обязательствам участника клиринга.
В настоящее время имущество (товар) клиента учитывается на торговом товарном счете участника клиринга, который открывает оператор товарных поставок для участника клиринга. Торговый товарный счет открывается на основании договора хранения между оператором товарных поставок и участником клиринга. В соответствии с указанным договором оператор товарных поставок осуществляет проведение, контроль и учет товарных поставок по обязательствам, допущенным к клирингу. Кроме того, договор хранения регулирует взаимоотношения, связанные с непосредственным хранением, включая прием товара по качеству и по количеству, отгрузку товара и иные услуги, связанные с особенностями хранения отдельных видов товара.
Товар зачисляется на торговый товарный счет и списывается с указанного счета на основании распоряжения и товарораспорядительных документов участника клиринга, передаваемых оператору товарных поставок или выдаваемых оператором товарных поставок. При этом взаимоотношений между оператором товарных поставок и клиентом участника клиринга не возникает, а учет имущества (товара) осуществляется как переданного только участником клиринга без установленной обязанности участника клиринга по ведению отдельного учета товара его клиентов. Это означает, что в случае обращения взыскания на имущество участника клиринга, такое взыскание может быть обращено на все имущество, учитываемое на этом счете. Правовых оснований для отказа в обращении взыскания по долгам участника клиринга на имущество его клиента (клиентов), учитываемое на торговом товарном счете такого участника клиринга, не существует.
Для того, чтобы обеспечить защиту имущества (товара) клиента участника клиринга предлагается правовой механизм, аналогичный режиму специального торгового банковского счета участника клиринга, в соответствии с которым, с одной стороны, имущество клиента обосабливаются от имущества участника клиринга, с другой стороны, на имущество клиента участника клиринга, находящееся на таком специальном счете, не может быть обращено взыскание по обязательствам участника клиринга.
Таким образом, законопроектом закрепляются следующие положения:
- обязанность участника клиринга учитывать товар клиента (клиентов) на отдельном счете, отдельно от собственного имущества;
- обязанность участника клиринга вести отдельный внутренний учет товара, переданного ему клиентами;
- запрет на учет имущества участника клиринга на специальном торговом товарном счете участника клиринга, на котором учитывается имущество только его клиентов;
- запрет на обращение взыскания по долгам участника клиринга на имущество его клиентов.
Кроме того, предлагается ввести обязанность участника клиринга открыть и вести отдельный счет для одного своего клиента, если таким клиентом заявлено соответствующего требование.
3. Ряд предлагаемых законопроектом изменений направлен на дальнейшее совершенствование механизма заключения на организованных торгах сделок по размещению денежных средств (депозитных договоров), возможность заключения которых предусмотрена пунктом 1.1 статьи 19 Федерального закона "Об организованных торгах" (далее - Закон об организованных торгах). Согласно указанной норме "в случаях, предусмотренных правилами организованных торгов, центральный контрагент без подачи им заявки может заключить один или несколько договоров репо с одним или несколькими участниками торгов, подавшими заявки на заключение указанных договоров, если другим или другими участниками торгов поданы заявки на размещение денежных средств при условии, что сроки, указанные в таких заявках, совпадают". Предлагается законодательство дополнить нормами, уточняющими соблюдение письменной формы договора, заключенного на организованных торгах, а также определяющими, какими документами будет подтверждаться заключение депозитного договора (который является реальным договором).
Кроме того, в связи с дополнением Закона о клиринге нормами о депозитных договорах, в Законе о клиринге (статья 18) и в Федеральном законе "Об исполнительном производстве" (статья 73.2) предусматриваются положения, обеспечивающие защиту средств участника клиринга, размещенных по депозитному договору, в порядке, аналогичном порядку, установленному для имущества участника клиринга, находящегося на торговом и (или) клиринговом счетах. В соответствии с законопроектом обращение взыскания на денежные средства участника клиринга, размещенные по депозитному договору, не допускается до истечения срока, указанного в таком договоре.
4. Закон о клиринге допускает возможность совмещения функций центрального контрагента и оператора товарных поставок (статья 5). При этом в соответствии со статьей 15 указанного закона товарный счет, на котором оператор товарных поставок учитывает имущество, открывается на основании договора хранения.
При клиринге с центральным контрагентом право на товар от конечного продавца должно переходить к центральному контрагенту, а уже от последнего - к конечному покупателю данного товара. Право центрального контрагента на товар должно учитываться по его товарному счету. Так, при совмещении функций центрального контрагента и оператора товарных поставок исполнение заключенных с центральным контрагентом парных договоров с товаром, учитываемом на товарных счетах, возможно только без участия центрального контрагента. На организованных торгах зерном заключаются договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами (ПФИ). В соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) заключение участниками торгов на организованных торгах договоров, являющихся ПФИ, допускается при условии, что другой стороной по таким договорам является лицо, осуществляющее функции центрального контрагента (пункт 1 статьи 51.4). При этом поставка зерна по заключенным договорам ПФИ осуществляется уже без центрального контрагента в рамках договора между конечным покупателем и конечным продавцом. Это происходит в связи с тем, что оператор товарных поставок не может открыть центральному контрагенту, являющемуся тем же юридическим лицом, товарный счет. Сейчас открытие такого счета не представляется возможным при совмещении функций центрального контрагента и оператора товарных поставок, поскольку в этом случае обязательство по заключенному договору хранения прекратится в связи с совпадением должника и кредитора в одном лице.
В связи с изложенным статья 15 Закона о клиринге дополняется положениями о том, что в случае совмещения функций центрального контрагента и оператора товарных поставок товарный счет центральному контрагенту открывается в порядке и на условиях, определяемых внутренним документом оператора товарных поставок, требования к которому устанавливаются Банком России. Кроме того, статью 17 Закона о клиринге предлагается дополнить нормами, регулирующими деятельность центрального контрагента в качестве оператора товарных поставок.
5. В целях перевода производных финансовых инструментов на централизованный клиринг частью 12 статьи 4 Закона о клиринге в действующей редакции предусматривается возможность прекращения обязательства, существующего между сторонами договора, заключенного не с центральным контрагентом, заменой новым обязательством между каждой из сторон указанного договора и центральным контрагентом. Вместе с тем данная конструкция не предполагает возможности ее распространения на случаи перевода на централизованный клиринг договора (производного финансового инструмента), хотя бы одна из сторон которого не является участником клиринга (далее - клиентский договор).
Законопроектом предлагается внести изменение в указанное положение в части использования описанной конструкции для перевода на централизованный клиринг также и клиентских договоров.
6. Поскольку порядок предоставления информации, содержащей банковскую, коммерческую и иные виды охраняемых законом тайн закреплен в соответствующих законодательных актах (в частности, в законах "О банках и банковской деятельности", "О коммерческой тайне", "О связи" и др.), в статье 20 Закона о клиринге, регулирующей порядок защиты информации, предлагается оставить указание только на ту информацию, которую клиринговая организация и центральный контрагент получают в процессе своей профессиональной деятельности. Подобный подход закреплен, например, в Законе о рынке ценных бумаг (статьи 8, 8.6, 15.8).
Помимо этого, уточняются полномочия органов внутренних дел по получению информации об обязательствах, в отношении которых проводится клиринг, о торговых счетах депо и торговых товарных счетах и об операциях по этим счетам, а также других сведений, указанных в части 1 статьи 20 (аналогично подходу к защите информации в вышеперечисленных статьях Закона о рынке ценных бумаг).
7. В Закон о клиринге вносятся также иные изменения, в том числе:
- исключается понятие "организованные торги", поскольку оно не соответствует определению, установленному в Федеральном законе "Об организованных торгах";
- исключается требование об обязательном наличии в правилах клиринга информации о размере и порядке оплаты услуг клиринговой организации, при этом утверждение размера и порядка оплаты услуг клиринговой организации сохраняется в компетенции совета директоров (наблюдательного совета) клиринговой организации, одновременно устанавливается обязанность клиринговой организации раскрывать указанную информацию;
- в правилах клиринга будет определяться перечень чрезвычайных ситуаций, а также порядок взаимодействия центрального контрагента с участниками клиринга при списании денежных средств и ценных бумаг со счетов участников клиринга без их распоряжения в случае неисполнения такими участниками клиринга обязательств, допущенных к клирингу;
- вводится обязанность участников клиринга предоставлять центральному контрагенту информацию о счетах, открытых в банках-резидентах, лицевых счетах и счетах депо, открытых в депозитариях и держателях реестра;
- уточняются отдельные положения, касающиеся ответственности центрального контрагента;
- поскольку в настоящее время допустимо приостанавливать операции по клиринговому счету в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", предлагается установить запрет на приостановление операций по указанным основаниям (аналогично действующему запрету по основаниям, предусмотренным законодательством о налогах и сборах);
- вводится положение об основаниях аннулирования статуса центрального контрагента.
8. В Федеральном законе "О банках и банковской деятельности" вводится новое основание для отзыва лицензии на осуществление банковских операций - если небанковская кредитная организация - центральный контрагент в течение трех месяцев с даты аннулирования Банком России выданной ей лицензии на осуществление клиринговой деятельности или аннулирования Банком России статуса центрального контрагента не изменила статус на статус банка (не изменила вид небанковской кредитной организации) либо не прекратила деятельность в порядке, предусмотренном частью девятой статьи 23 этого федерального закона.
9. В статью 11 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", предусматривающую, что Банк России устанавливает порядок выдачи банкам лицензий на осуществление банковских операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, предлагается внести поправку, которая направлена на устранение технической несогласованности указанной нормы со статьей 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", согласно которой кредитная организация вправе осуществлять операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10. Законопроектом вносятся изменения в федеральные законы "О национальной платежной системе", "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации", "Об электроэнергетике", "О валютном регулировании и валютном контроле", "Об исполнительном производстве" и др., касающиеся уточнения наименования в перечисленных законах Федерального закона "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования клиринговой деятельности и деятельности центрального контрагента"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования клиринговой деятельности и деятельности центрального контрагента" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов и государственных внебюджетных фондов.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования клиринговой деятельности и деятельности центрального контрагента"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования клиринговой деятельности и деятельности центрального контрагента" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.