Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 52643-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Разработка проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) предусмотрена поручением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2015 г. N ИШ-П13-6560 (пункт 10).
Статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусмотрена административная ответственность за заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координацию экономической деятельности.
При этом различные виды антиконкурентных соглашений отличаются по степени их общественной опасности, в связи с чем существует необходимость дифференциации административной ответственности за такие виды административных правонарушений.
Статистика дел, рассмотренных ФАС России, свидетельствует о том, что имеется тенденция по снижению общего количества дел о нарушении антимонопольного законодательства.
Так, в 2013 году число дел ФАС России, возбужденных по признакам нарушения антимонопольного законодательства, составило 10028, в 2014 году - 9755, а в 2015 году - 9092.
Вместе с тем наблюдается тенденция к увеличению числа выявленных случаев заключения хозяйствующими субъектами ограничивающих конкуренцию соглашений и осуществления хозяйствующими субъектами ограничивающих конкуренцию согласованных действий. В 2013 году - 272 дела, 2014 году - 375 дел (увеличение на 17% по отношению к 2013 году), а в 2015 году - 375 дел (увеличение на 17% по отношению к 2014 году).
Кроме того, общее количество дел о нарушении положений статьи 14.32 КоАП в 2014 году составило 1451, а в 2015 году - 1411. При этом количество дел об административных правонарушениях, возбужденных в связи с заключением картелей, в 2014 году составило 410, в 2015 году - 497, количество дел об административных правонарушениях, возбужденных в связи с координацией экономической деятельности, в 2014 году составило 20 дел, в 2015 году - 26 дел, а количество дел по признакам нарушения части 3 статьи 14.32 КоАП (антиконкурентные соглашения органов власти) в 2014 году составило 222 дела, а в 2015 году - 151 дело.
Исходя из приведенной статистики, можно сделать вывод о том, что для пресечения картелей меры административной ответственности должны быть усилены. В то же время для пресечения иных антиконкурентных соглашений они либо достаточны, либо могут быть снижены.
Так, законопроектом предлагается установить в отдельных частях статьи 14.32 КоАП уменьшение размера административной ответственности за различные антиконкурентные соглашения и согласованные действия по мере снижения их общественной опасности.
При этом для соглашений в виде картеля предлагается установить наибольший размер административной ответственности в виде штрафа для должностных лиц от 40 до 50 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет, для юридических лиц - штраф от 0,03 до 0,15 размера выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо суммы расходов на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее 100 тыс. рублей.
В настоящее время должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа от 20 до 50 тыс. рублей или подвергнуты дисквалификации сроком до 3 лет, а юридические лица - к административной ответственности в виде штрафа от 0,01 до 0,15 размера выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо суммы расходов на приобретение товара, но не менее 100 тыс. рублей.
Для соглашений, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, а также для соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, предлагается установить административную ответственность в виде штрафа для должностных лиц в размере от 20 до 50 тыс. рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет, для юридических лиц - штраф в размере от 0,1 до 1/2 начальной стоимости предмета торгов, но не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее 100 тыс. рублей. Размер ответственности соответствует действующим в настоящее время положениям законодательства.
Для "вертикальных" соглашений предлагается снизить размер административной ответственности. Для таких соглашений законопроектом предлагается установить административную ответственность должностных лиц в виде штрафа от 15 до 30 тыс. рублей либо дисквалификацию на срок до 1 года, а юридических лиц - в виде штрафа в размере от 0,01 до 0,05 размера выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо суммы расходов на приобретение товара (работы, услуги), но не менее 100 тыс. рублей.
Для лиц, чья выручка от реализации товара (работы, услуги) в результате совершенного на рынке административного правонарушения либо сумма их расходов на приобретение товара (работы, услуги) на таком рынке превышает 75% совокупной выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), или если административное правонарушение совершено на рынке, реализация товаров (работ, услуг) на котором осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - штраф в размере от 0,002 до 0,02 суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее 50 тыс. рублей.
Для иных соглашений законопроектом также предлагается снизить размер административной ответственности и установить ее для должностных лиц в виде штрафа от 15 до 30 тыс. рублей, не предусматривая дисквалификацию, для юридических лиц - в виде штрафа в размере от 0,01 до 0,05 размера выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо суммы расходов на приобретение товара (работы, услуги), но не менее 100 тыс. рублей. Для лиц, выручка которых на рынке, где совершено административное правонарушение, либо сумма их расходов на таком рынке на приобретение товара (работы, услуги) превышает 75% совокупной выручки правонарушителя или если административное правонарушение совершено на рынке, реализация товаров (работ, услуг) на котором осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - штраф в размере от 0,002 до 0,02 выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее 50 тыс. рублей.
В отношении такого правонарушения, как недопустимая в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, предлагается установить административную ответственность в виде штрафа для граждан в размере от 40 до 50 тыс. рублей, для должностных лиц - от 40 до 50 тыс. рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет, для юридических лиц - от 1 до 5 млн. рублей.
В отношении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий предлагается установить административную ответственность должностных лиц в виде штрафа в размере от 10 до 20 тыс. рублей, для юридических лиц - штраф в размере от 0,01 до 0,03 размера выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо суммы расходов на приобретение товара (работы, услуги), но не менее 50 тыс. рублей. Для лиц, выручка которых на рынке, где совершено административное правонарушение, либо сумма расходов на приобретение товаров (работ, услуг) на таком рынке превышает 75% совокупной выручки правонарушителя или если административное правонарушение совершено на рынке, реализация товаров (работ, услуг) на котором осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - штраф в размере от 0,001 до 0,01 суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее 50 тыс. рублей.
Размер административной ответственности за заключение соглашений или осуществление согласованных действий органами власти или осуществляющими их функции организациями предлагается оставить в прежнем виде: штраф для должностных лиц в размере от 20 до 50 тыс. рублей или дисквалификация на срок до 3 лет.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Реализация законопроекта не влечет необходимости создания и (или) реорганизации действующих органов государственной власти, увеличения расходов (уменьшения доходов) бюджетов различного уровня, не оказывает влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет изменения финансовых обязательств государства и дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.