Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 54735-7 "О внесении изменений в статьи 14 и 35 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В результате обострения политической ситуации на Украине, противостояния государственной власти и оппозиции была развязана гражданская война, которая продолжается на протяжении последних двух лет. Националистические украинские движения воюют с русскоязычным населением, заявляют о необходимости лишать украинского гражданства жителей русского происхождения.
В сложившихся обстоятельствах права и свободы русского населения оказываются ущемлены (право на родной язык, право на получение образования на родном языке, политические права). Между тем на Украине проживает более 10 млн. этнических русских.
Представляется, что необходимо предпринять реальные меры по защите русского населения, предоставив им возможность беспрепятственного въезда в Россию и получения российского гражданства в кратчайшие сроки.
Так, законопроектом предлагается внести изменение в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) в части установления упрощенного порядка приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, если национальность хотя бы одного из родителей указанного гражданина или лица записана в акте о рождении указанного гражданина или лица как русский. Иностранные граждане и лица без гражданства могут подтвердить принадлежность к русской национальности иными свидетельствами. При этом для таких лиц не требуется соблюдение условий о непрерывном проживании на территории России в течение 5 лет и предоставлении вида на жительство, подтверждении законного источника средств к существованию, сдаче экзамена на определение уровня знаний русского языка. Вместе с тем, потребуется начать процедуру отказа от имеющегося гражданства (но не предоставлять справку о выходе из гражданства), за исключением случаев, когда международным договором урегулирован вопрос двойного гражданства.
Согласно части 4.1 статьи 35 Федерального закона в редакции законопроекта решение о приеме в гражданство будет осуществляться в течение трех месяцев со дня подачи соответствующего заявления.
В соответствии с частью 2.1 статьи 14 Федерального закона с 2014 года введен упрощенный порядок приобретения гражданства Российской Федерации для иностранных граждан и лиц без гражданства, признанных носителями русского языка. Обязательными условиями приобретения гражданства по указанному основанию явились: отказ от имеющегося иного гражданства (за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации, или когда отказ невозможен в силу не зависящих от лица причин); наличие законного источника средств к существованию; обязательство соблюдать Конституцию РФ и законодательство России. Также носителями русского языка можно признать только лиц, которые владеют и используют русский язык в повседневной жизни, в случае, если данные лица или их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации.
Вместе с тем, для большинства иностранных граждан - носителей русского языка, несмотря на сокращение срока принятия решения о приеме в гражданство России (3 месяца со дня подачи заявления) и установление других льгот, приобретение гражданства затягивается на неопределенное время. Прежде всего, такая ситуация связана с необходимостью прохождения процедуры отказа от имеющегося гражданства, которая затягивается на годы или вовсе остается неразрешимой (например, полномочные органы Украины вовсе не оформляют выход из гражданства жителям юго-восточных областей).
Соотечественники вынуждены наравне с мигрантами из дальнего зарубежья проходить многоступенчатый путь к российскому гражданству. За 2015 год российское гражданство приобрели 1 624 соотечественника, являющиеся носителями русского языка, а за первое полугодие 2016 года - 1 390. Однако, доля лиц, приобретших гражданство России в связи с признанием этих лиц носителями русского языка, среди лиц, приобретших гражданство по иным основаниям, слишком мала - около 1,5%. Таким образом, для большинства соотечественников, введенная процедура приобретения гражданства практически неосуществима.
С целью преодоления сложности при приобретении российского гражданства этнически русскими лицами, вводится еще одна форма упрощенного приема в гражданство Российской Федерации. Представляется, что в первую очередь вводимым упрощенным порядком воспользуются лица, русские по национальности, проживающие на Украине и в других бывших советских республиках.
Необходимо отметить, что законодательство некоторых иностранных государств, например, Израиля или Венгрии, предоставляет возможность евреям или этническим венграм приобрести соответствующее гражданство. Так, для получения гражданства Венгрии необходимо подтвердить наличие венгерских предков (например, таким документом может быть свидетельство о рождении одного из родственников по прямой восходящей линии в Венгрии).
Принятие проекта федерального закона позволит упростить порядок приема в гражданство Российской Федерации иностранных лиц и лиц без гражданства, русских, наших соотечественников, проживающих в государствах, входивших в состав СССР.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 35 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 35 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" не потребует дополнительные финансовые затраты, покрываемые за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 35 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 35 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" не потребует принятия, приостановления либо признания утратившими силу федеральных законов или иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 35 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты Российской Федерации:
1) Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации";
2) приказ ФМС России от 19 марта 2008 г. N 64 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте России 9 апреля 2008 г. N 11493).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.