Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 1007499-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"
(в части установления добровольного порядка уплаты взносов на капитальный ремонт)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел проект федерального закона N 1007499-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы А.Б. Курдюмовым, С.Г. Каргиновым, И.К. Сухаревым, И.Н. Абрамовым, М.В. Дегтяревым, К.И. Черкасовым, В.В. Сысоевым, а также А.А. Ищенко, Я.В. Зелинским, М.А. Шингаркиным в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается установить добровольный порядок уплаты взносов на капитальный ремонт и формирования фонда капитального ремонта, за счет средств которого осуществляется проведение капитального ремонта.
В этой связи Комитет считает возможным отметить, что до принятия Федерального закона от 25 декабря 2012 года N 271-ФЗ, которым Жилищный кодекс Российской Федерации дополнен положениями, связанными с организацией проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, применялся аналогичный подход, основанный на добровольном несении собственниками расходов на проведение такого капитального ремонта.
При таком подходе проведение капитального ремонта общего имущества дома в многоквартирных домах осуществлялось выборочно, в зависимости от решения общего собрания собственников помещений в этих домах. В основном капитальный ремонт проводился в многоквартирных домах, в которых были созданы жилищные объединения (жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья), а также в домах, включенных в адресные региональные программы капитального ремонта, сформированные в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Данный подход не позволял охватить весь жилищный фонд, нуждающийся в проведении капитального ремонта.
Из-за высокой стоимости работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также в силу ряда объективных причин (сложность работ по капитальному ремонту, непринятие собственниками решения об их выполнении, затруднительность однократного и одномоментного сбора средств на их выполнение и т.д.) собственники не могли самостоятельно обеспечить проведение капитального ремонта. Это приводило к ежегодному увеличению степени износа конструктивных элементов многоквартирных домов, и, как следствие, к их аварийности. По данным Росстата на начало 2011 года число многоквартирных домов (всех, в том числе и блокированной застройки) составляло 3,2 млн. единиц (2 562,4 млн. кв. м), в том числе достигших степени износа от 31% до 65% составляет 1,64 млн. единиц, от 66% до 70% - более 208,6 тыс. единиц. С учетом числа многоквартирных домов, которые были включены в программы Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2008-2012 годах, количество домов, требующих капитального ремонта исходя из прошедшего периода их эксплуатации, составляло более 1,5 млн. единиц или 1 178,7 млн. кв. м.
Надлежащее состояние жилищного фонда может быть обеспечено в случае проведения планового капитального ремонта в пределах межремонтных периодов отдельных конструктивных элементов дома, а также при условии своевременного и полного участия собственников помещений в этих домах в расходах на выполнение работ по капитальному ремонту. И это, по мнению Комитета, достигается принятыми положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, связанными с организацией проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В настоящее время капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится в сроки, установленные в региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (статья 168 Жилищного кодекса Российской Федерации). В эту программу включаются все многоквартирные дома, расположенные в субъекте Российской Федерации, за исключением приведенных в пункте 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации случаев.
Предлагая установить добровольный порядок уплаты взносов на капитальный ремонт и формирования фонда капитального ремонта, за счет средств которого осуществляется проведение капитального ремонта, законопроектом, не уточняется принцип формирования региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Это означает, что в нее будут включаться многоквартирные дома независимо от того, приняли ли собственники решение о формировании фонда капитального ремонта и уплате взносов на капитальный ремонт или нет. Однако представляется неясным, каким образом должно осуществляться финансирование работ по капитальному ремонту на момент наступления срока проведения капитального ремонта многоквартирного дома в случае, если собственники не приняли решение о формировании фонда капитального ремонта и уплате взносов на капитальный ремонт. Из смысла приведенных проектируемых законоположений можно предположить, что такое финансирование будет осуществляться из средств, предоставляемых в качестве меры государственной, муниципальной поддержки капитального ремонта (пункт 11 законопроекта). Вместе с тем, говоря о несправедливости действующей системы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, авторами законопроекта не учитывается, что предложенный ими подход к регулированию данных отношений является несправедливым по отношению к собственникам помещений в многоквартирных домах, которые, добросовестно выполняя свои обязательства, будут уплачивать взносы на капитальный ремонт и формировать фонд капитального ремонта. В то время как собственники помещений в других многоквартирных домах, не принимая в этом участия, получат, по сути, бесплатное проведение капитального ремонта.
Возвращаясь к вопросу о мерах государственной, муниципальной поддержки капитального ремонта, которые органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны предоставлять независимо от принятия собственниками решения о формировании фонда капитального ремонта, Комитет обращает внимание на то, что законопроектом не определен порядок и механизм оказания финансовой поддержки на выполнение работ по капитальному ремонту. Кроме того, его принятие приведет к увеличению расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. При этом в законопроекте не представлено финансово-экономическое обоснование расходов, а также не предусмотрено, за счет каких средств будут компенсироваться новые расходные обязательства.
Принимая во внимание возможность наступления негативных последствий, которые могут возникнуть в результате принятия законопроекта (увеличение степени износа конструктивных элементов многоквартирных домов, рост аварийного жилищного фонда, неравное положение собственников, которые приняли решение о формировании фонда капитального ремонта, об уплате взносов на капитальный ремонт и которые такое решение не принимали), Комитет не может поддержать законопроект.
В заключение Комитет хотел бы обратить внимание на то, что необходимость принятия законопроекта его авторы мотивируют наличием в Жилищном кодексе Российской Федерации антинародных и социально несправедливых норм, устанавливающих обязанность по уплате указанных взносов на капитальный ремонт.
Однако данные положения Жилищного кодекса Российской Федерации являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который в своем Постановлении от 12 апреля 2016 года N 10-П указал, что установленный в Жилищном кодексе Российской Федерации подход к организации и проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах "согласуется с принципами социальной солидарности и равенства" и признал соответствующими Конституции Российской Федерации нормы, обязывающие собственников помещений в многоквартирных домах уплачивать взносы на капитальный ремонт.
Комитет также соглашается с замечаниями, изложенными в официальном отзыве Правительства Российской Федерации и заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству не поддерживает проект федерального закона N 1007499-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.