Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 61700-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и статью 16.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования регулирования отношений в платежной сфере, включая национальную систему платежных карт (далее - НСПК), обеспечения международного взаимодействия НСПК, развития национальных платежных инструментов и их продвижения на зарубежные рынки.
1. В текущей редакции статьи 22 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ) установлены критерии системной и социальной значимости платежных систем в виде абсолютных значений, что требует их пересмотра Банком России в зависимости от "внешних" факторов (отраслевая и сезонная активность, курсовые колебания и т.д.), а также недостаточно показывает взаимосвязи системно и социально значимых платежных систем с рынком платежных услуг в целом.
В связи с изложенным, в законопроекте предлагается критерии системной и социальной значимости платежных систем устанавливать в относительных величинах, что позволит устранить указанные недостатки действующих критериев и также соответствует рекомендациям и стандартам, принятым в международной практике.
2. Важным условием эффективного развития платежных систем, включая значимые платежные системы, является возможность операторов платежных систем гибко и оперативно реагировать своей тарифной политикой на изменение рыночных факторов.
В связи с этим предлагается сократить до 30 календарных дней установленный частью 8.1 статьи 20 Федерального закона N 161-ФЗ срок уведомления Банка России операторами платежных систем о введении новых тарифов или увеличении размера тарифов.
3. Развитие международного взаимодействия и продвижение на зарубежные рынки национальных платежных инструментов (карт "Мир") входят в число стратегических задача НСПК.
Предлагаемое в законопроекте расширение установленного частью 1 статьи 30.5 Федерального закона N 161-ФЗ перечня участников НСПК за счет иностранных банков, иностранных центральных (национальных) банков, международных финансовых организаций позволит обеспечить расширение сети приема карт "Мир" и возможность их эмиссии за рубежом.
В связи с расширением перечня участников НСПК законопроектом также уточняется порядок оказания расчетных услуг по переводам денежных средств с использованием национальных платежных инструментов.
4. В целях поддержания доверия потребителей к национальным платежным инструментам, обеспечения их приема организациями торговли (услуг) и продвижения на зарубежные рынки предлагается дополнить определение национальных платежных инструментов, предусмотренное частью 2 статьи 30.1 Федерального закона N 161-ФЗ признаком использования товарного знака (знака обслуживания), принадлежащего оператору НСПК.
5. Действующие редакции частей 3 и 5 статьи 30.5 Федерального закона N 161-ФЗ не устанавливают конкретный срок исполнения кредитными организациями обязанностей по обеспечению приема национальных платежных инструментов и возможности их получения клиентами-физическими лицами при получении денежных выплат за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов (далее - денежные выплаты).
Изменениями в указанные части в целях формирования единого подхода в правоприменении предлагается установить предельные сроки исполнения кредитными организациями указанных обязанностей.
При этом обязанность по обеспечению в установленный законом срок возможности получения национальных платежных инструментов клиентами - физическими лицами, получающими денежные выплаты, в случае их перевода на банковские счета, предлагается распространить на все кредитные организации, обслуживающие таких клиентов.
В целях обеспечения использования национальных платежных инструментов при осуществлении операций по банковским счетам, на которые переводятся денежные выплаты, предлагается предусмотреть, что после установленного законом срока по указанным банковским счетам операции с использованием платежных карт на территории Российской Федерации осуществляются только с использованием национальных платежных инструментов.
При этом для клиентов сохраняется возможность использования международных платежных карт (при их выпуске к указанным банковским счетам) в виде "кобейджа" (размещение на платежной карте логотипов двух платежных систем) с картой "Мир" при условии, что на территории Российской Федерации операции с кобейджинговой картой должны осуществляться в соответствии с правилами НСПК.
6. Изменениями в часть 5 статьи 30.5 Федерального закона N 161-ФЗ предлагается распространить требования о предоставлении национальных платежных инструментов на все виды денежных выплат. Это позволит установить единый режим выплат социального характера, в том числе при реализации региональных проектов, а также обеспечить доступность национальных платежных инструментов для всех категорий получателей средств бюджетов и внебюджетных фондов.
В целях исключения необоснованного завышения комиссий по картам "Мир" кредитными организациями предусматривается ограничение размера комиссионного вознаграждения, связанного с получением, приемом национального платежного инструмента и его использованием, размером комиссионного вознаграждения, взимаемого кредитной организацией по платежным картам платежных систем аналогичного вида, типа продукта.
7. В целях обеспечения для клиентов-физических лиц возможности получения денежных выплат на банковские счета, к которым не выдаются платежные карты, предлагается предусмотреть, что после 1 января 2018 года переводимые на банковские счета клиентов - физических лиц все виды денежных выплат зачисляются кредитными организациями на банковские счета указанных клиентов, операции по которым осуществляются с использованием национальных платежных инструментов, либо на банковские счета указанных клиентов, не предусматривающие возможность осуществления по ним операций с использованием платежных карт.
8. Действующая редакция части 1 статьи 16.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" содержит отсылку к предельным значениям, установленным Правительством Российской Федерации для микропредприятий. Такие значения устанавливаются в целях оказания государственной поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса, а изменение установленных значений не учитывает факторы, связанные со сферой платежных услуг, что снижает стимулирующую роль требований Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" в обеспечении со стороны торгово-сервисных предприятий.
В 2015 году предельное значение дохода для микропредприятий было увеличено до 120 млн. руб. по сравнению с 60 млн. руб., установленным в 2013 году. При этом устойчивыми тенденциями последних лет являются рост безналичных операций с платежными картами и расширение инфраструктуры их приема в организациях торговли (услуг). Так, за последние три года доля безналичных операций выросла более чем в два раза - с 13% в 2013 до 30% в 2016 году. Количество POS-терминалов за этот период выросло с 767 тыс. ед. до 1,6 млн. ед.
Законопроектом предусматривается установление предельного значения в абсолютной величине и безотносительно к категории субъектов предпринимательской деятельности. Предлагаемое значение в размере 40 млн. руб. от выручки за предшествующий календарный год учитывает вышеуказанные тенденции и будет стимулировать дальнейшее расширение инфраструктуры приема национальных платежных инструментов и развитие безналичных расчетов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и статью 16.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и статью 16.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и статью 16.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и статью 16.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.