Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 17731-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности Счетной палаты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 17731-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности Счетной палаты Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Н.В. Любимовым, И.Е. Марьяш, А.З. Фарраховым и отмечает.
Согласно пояснительной записке законопроект подготовлен в целях уточнения и конкретизации отдельных положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ), регламентирующих осуществление контрольной и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты Российской Федерации, а также отдельных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), определяющих компетенцию инспекторов Счетной палаты по составлению протоколов об административных правонарушениях, и направлен на совершенствование законодательства в сфере внешнего государственного аудита.
Принятие данного законопроекта обусловлено необходимостью унификации отдельных положений Федерального закона N 41-ФЗ с нормами Бюджетного кодекса с учетом изменений, внесенных в него Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ.
Так, формулировки статьи 15 Федерального закона N 41-ФЗ в части определения области действия контрольных полномочий Счетной палаты приведены в соответствие со статьей 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регламентирующей понятие объектов государственного финансового контроля.
Нормы статьи 16 Федерального закона N 41-ФЗ, регламентирующей методы осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности, приведены в соответствие с положениями статьи 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части подразделения проверок на камеральные и выездные.
Кроме того, законопроектом вносится ряд изменений в Федеральный закон N 41-ФЗ в части конкретизации полномочий Счетной палаты в отношении государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Так, законопроектом предлагается регламентировать порядок осуществления Счетной палатой оперативного анализа и контроля исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Кроме того, уточнена норма закона, предусматривающая возможность проверки бюджетов субъектов Российской Федерации, в случае, если они являются получателями средств из бюджетов государственных внебюджетных фондов (пункт 5 части 1 статьи 13).
Предлагаемые изменения позволят устранить ряд пробелов в нормативном регулировании вопросов осуществления Счетной палатой возложенных на нее функций по осуществлению внешнего государственного аудита (контроля) порядка формирования, управления и распоряжения средствами федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Ряд предлагаемых изменений в Федеральный закон N 41-ФЗ направлен на оптимизацию организации деятельности Счетной палаты по осуществлению возложенных на нее контрольных полномочий в части оформления результатов проводимых Счетной палатой контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
Действующая редакция Федерального закона N 41-ФЗ предусматривает необходимость оформления отчетов по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по проверке исполнения федерального закона о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в отчетном финансовом году.
При этом, как правило, одновременно с указанной проверкой Счетная палата осуществляет также внешнюю проверку годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета, по результатам которой предусмотрено оформление заключений по каждому главному администратору средств федерального бюджета.
Законопроектом предлагается установить, что в случаях, когда проверка исполнения федерального закона о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в отчетном финансовом году осуществляется в рамках комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, включающих внешнюю проверку годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета, предусматривающего оформление заключения, то необходимость составления отчета по результатам контрольного мероприятия в таких случаях отсутствует.
Кроме того, законопроектом предлагается ряд изменений юридико-технического и редакционного характера, устраняющих отдельные внутренние противоречия норм Федерального закона N 41-ФЗ.
Законопроектом предлагается исключить из полномочий должностных лиц Счетной платы и контрольно-счетных органов право составлять протоколы по нарушениям в сфере закупок.
Полномочия инспекторов Счетной палаты, а также уполномоченных должностных лиц контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, установленные пунктом 3 части 5 статьи 28.3 Кодекса, были расширены путем включения в перечень составов нарушений, по которым указанные должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, частей 1 - 3 статьи 7.29.3 Кодекса (нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при планировании закупок), а также части 8 статьи 7.32 Кодекса (нарушение порядка заключения, изменения контракта) в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 318-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Вместе с тем, в рамках полномочий Счетной палаты, а также контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, определенных статьей 98 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", указанные органы осуществляют аудит в сфере закупок. При этом контрольными полномочиями в сфере закупок они не наделены.
Таким образом, предлагаемые изменения направлены на исключение дублирования полномочий должностных лиц Счетной платы и контрольно-счетных органов с контрольными органами в сфере закупок.
Учитывая вышеизложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 17731-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности Счетной палаты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.