Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 64497-7 "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Несовершеннолетние лица являются одной из самых социально незащищенных категорий населения Российской Федерации. Как показывает судебная практика, действия родителей или иных лиц зачастую вступают в противоречие с интересами детей в силу возникновения неприязненных отношений между ними или наличия корыстных целей.
В частности, такие случаи имеют место после прекращения брака между родителями и при продаже жилых помещений.
Исходя из положений Конституции Российской Федерации (статьи 7, 38, 40) Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие детям достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации.
Согласно Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года, ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, обязывает подписавшие ее государства обеспечивать детям защиту и заботу, которые необходимы для их благополучия (пункт 2 статьи 3), принимать все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в Конвенции (статья 4), признавать право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (пункт 1 статьи 27). При этом Конвенция возлагает на родителя (родителей) или других лиц, воспитывающих ребенка, основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для его развития (пункт 1 статьи 18, пункт 2 статьи 27).
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, закрепляющая право на уважение частной и семейной жизни, в ее истолковании Европейским Судом по правам человека обязывает национальные власти обеспечивать соблюдение справедливого баланса между конкурирующими интересами и при определении такого баланса особое значение придавать коренным интересам ребенка, которые в зависимости от их характера и важности могут иметь приоритет над аналогичными интересами родителей.
В силу приведенных правовых позиций обязанность государства обеспечивать условия для соблюдения в каждом конкретном случае баланса между интересами детей и их родителей предопределяет необходимость действенного механизма защиты жилищных прав несовершеннолетних и восстановления этих прав в случае их нарушения.
Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, не содержат норм, требующих обязательного представления документов, которые подтверждали бы факт регистрации несовершеннолетнего ребенка по новому месту жительства, при решении вопроса о снятии его с регистрационного учета по прежнему месту жительства. Также в указанных Правилах отсутствуют нормы, предусматривающие необходимость получения согласия обоих родителей на снятие ребенка с регистрационного учета при раздельном проживании.
Норма о необходимости получения согласия органа опеки и попечительства при продаже жилого помещения, предусмотренная пунктом 4 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации, также распространяется не на всех несовершеннолетних, а только на детей-сирот и детей, которые остались без родительского попечения, о чем известно органу опеки и попечительства.
Следовательно, в настоящее время существует реальная возможность для снятия с регистрационного учета несовершеннолетних детей, не подпадающих под указанную категорию лиц, без предоставления им нового жилого помещения.
Можно отметить, что судебная практика по вопросам, связанным с жилищными правами несовершеннолетних, неоднократно корректировалась правовыми позициями высших судов Российской Федерации (постановление Конституционного Суда РФ от 8 июня 2010 года N 13-П; определение Верховного Суда РФ от 16 апреля 2013 года N 4-КГ13-2).
Но, несмотря на то, что в большинстве случаев суды исходят из приоритета прав несовершеннолетних, наличие пробела в законодательстве является следствием существования неоднозначной судебной практики по таким делам.
В целях заполнения указанного пробела в законодательстве, соблюдения конституционных прав детей на жилище и единообразного применения судами норм законодательства предлагается ввести норму, согласно которой снятие с регистрационного учета по месту жительства ребенка, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, производится только после его регистрации по новому месту жительства.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не потребует дополнительного расходования средств из федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" потребует внесения изменений в следующие подзаконные акты:
1) постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации";
2) приказ ФМС России от 11 сентября 2012 года N 288 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.