Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 65210-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"
Досье на проект федерального закона
Согласно конституционным положениям о равенстве прав и свобод человека и гражданина, ВИЧ-инфицированный пациент обладает всеми правами и обязанностями, предусмотренными законодательством. ВИЧ-инфицированным оказываются на общих основаниях все виды медицинской помощи по клиническим показаниям, при этом они пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан. Администрации учреждений государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, оказывающих амбулаторную и стационарную медицинскую помощь, обязаны создать условия для соблюдения прав ВИЧ-инфицированных, а также для предупреждения распространения ВИЧ-инфекции.
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 30.03.1995 N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" - лицо, у которого выявлена ВИЧ-инфекция, уведомляется работником медицинской организации, проводившей медицинское освидетельствование, о результатах освидетельствования и необходимости соблюдения мер предосторожности с целью исключения распространения ВИЧ-инфекции, о гарантиях соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных, а также об уголовной ответственности за поставление в опасность заражения либо заражение другого лица.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством обследование и лечение больных ВИЧ-инфекцией и иные виды медицинского вмешательства возможны только при добровольном согласии пациента. Единственное ограничение заключается в том, что лицо, у которого выявлена ВИЧ-инфекция, уведомляется о результатах освидетельствования и необходимости соблюдения мер предосторожности с целью исключения распространения ВИЧ-инфекции, уголовной ответственности за поставление в опасность заражения, либо заражение другого лица.
При этом присутствуют разночтения в законодательной базе.
В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях. Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 715. В оба перечня входит болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Кроме того, болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр).
В соответствии с ч. 3 ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" особенности организации оказания медицинской помощи при отдельных заболеваниях могут устанавливаться отдельными федеральными законами. К таким законам относятся:
Федеральный закон от 30.03.1995 N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)";
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (статья 33 "Меры в отношении больных инфекционными заболеваниями");
Закон Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";
Федеральный закон от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации".
Так, в соответствии с Федеральным законом N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению, и в случае, если они представляют опасность для окружающих, - обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Конкретный перечень таких заболеваний не определен законом (определен лишь перечень заболеваний, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации, который направлен на предупреждение заноса на территорию Российской Федерации и распространения на территории Российской Федерации инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения).
Нормы, обязывающие граждан, страдающих указанными выше заболеваниями, проходить лечение, нашли свое отражение в законе N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", статья 10 которого предусматривает обязательные обследование и лечение больных туберкулезом, и в законе N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", статья 13 которого также предусматривает принудительные меры медицинского вмешательства.
Вместе с тем закон N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" предусматривает лишь обязательное медицинское освидетельствование.
В связи с изложенным считаем целесообразным привести нормы указанного федерального закона в соответствие с иными федеральными законами путем внесения изменений, касающихся больных с социально-значимыми заболеваниями, представляющими опасность для населения, в части обязательного диспансерного наблюдения и лечения ВИЧ-инфицированных больных.
Кроме того, проектом закона вносятся изменения в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в части регулирования механизма исполнения норм, предусматривающих обязательное диспансерное наблюдение и лечение ВИЧ-инфицированных больных.
Председатель Алтайского краевого |
А.А. Романенко |
Справка
о необходимости расходов средств федерального бюджета, связанных с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"
Диспансерное наблюдение и лечение больных ВИЧ-инфекцией в Российской Федерации осуществляется за счет федеральных субсидий на реализацию отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" и межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение закупок антивирусных препаратов для профилактики и лечения лиц, инфицированных вирусами. Таким образом, дополнительного финансирования на охват диспансерным наблюдением и лечением больных ВИЧ-инфекцией не потребуется.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" расходов средств федерального бюджета не повлечет.
Председатель Алтайского краевого |
А.А. Романенко |
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" внесения изменений в законодательство Российской Федерации не потребует.
Председатель Алтайского краевого |
А.А. Романенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.