Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 65901-7 "О внесении изменений в статьи 4 и 12 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 12 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - законопроект) предлагается при определении содержания конституционно-правового статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации конкретизировать отдельные обязанности депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и в числе основных выделить обязанности, связанные с реализацией основных форм деятельности депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в частности, обязанность принимать личное участие в заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, комитета, комиссии или иного органа, формируемого законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, членом которого является депутат (то есть обязанность принимать непосредственное участие в законотворческом процессе); обязанность поддерживать связь с избирателями (рассматривать их обращения, вести личный прием, проводить встречи с избирателями, информировать их о своей деятельности). От отношения депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации к указанным обязанностям зависит качество исполнения им основной функции депутатского мандата - функции народного представительства.
Действующая редакция Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) не предусматривает форм ответственности депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей и не позволяет установить такую форму ответственности законодателю субъекта Российской Федерации. Депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уклоняющегося от участия в законотворческой деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или иных формах депутатской деятельности, невозможно отозвать либо лишить полномочий иным способом. Таким образом, депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации обладают так называемым "свободным мандатом". Полагаем, что природа "свободного мандата" не отвечает запросам современного общества и пагубно влияет на качество законодательной (представительной) государственной власти в Российской Федерации.
Для решения указанной проблемы законопроектом предлагается изменить правовую природу мандата депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и придать ему императивный характер.
В этих целях предлагаем установить норму, согласно которой в случае систематического неисполнения депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации обязанностей, установленных Федеральным законом, полномочия такого депутата могут быть прекращены досрочно решением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению фракции, в которой состоит депутат, или по инициативе комитета, членом которого он является.
Считаем, что предложенный законопроектом подход соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 28 февраля 2012 года N 4-П, согласно которой принципиально важной является взаимосвязь депутата и граждан, интересы которых он представляет, опосредуемая деятельностью политических партий.
В соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 4 Федерального закона все депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, избранные в составе списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, входят в депутатские объединения (во фракции), за исключением случая, предусмотренного абзацем первым пункта 4.1 указанной статьи.
Депутатское объединение, сформированное по партийному признаку, является важным элементом осуществления контроля парламентской деятельности. Именно фракция, по сути являющаяся коллегиальным, самоуправляемым образованием, имеет реальную возможность влиять на депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в целях исполнения ими наказов избирателей, а также иных обязательств перед избирателями, принятых в период проведения соответствующей избирательной кампании. В связи с изложенным предлагается предусмотреть в Федеральном законе право фракции инициировать досрочное прекращение полномочий депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации - члена этой фракции, за несоблюдение положений Федерального закона, законодательства субъекта Российской Федерации в части исполнения депутатских полномочий.
Кроме того, законопроектом предлагается предусмотреть право инициирования досрочного прекращения полномочий депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации комитетом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, членом которого является депутат, нарушивший положения Федерального закона, законодательства субъекта Российской Федерации в рассматриваемой сфере правоотношений.
В настоящее время для депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации уже установлены схожие предлагаемым законопроектом дополнительные обязанности и ограничения, в связи с чем полагаем необходимым провести на федеральном и региональном уровнях аналогию права и системную взаимосвязь правовой природы депутатской ответственности за неисполнение ключевых обязанностей депутата в ходе реализации интересов избирателей, отдавших за него свои голоса.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 12 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 12 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 12 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 12 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.