Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1078316-6 "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления дополнительных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом"
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предусматриваются изменения в законодательные акты в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Требования новой части 6 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон) (статья 1 проекта) следует соотнести с действиями, в которых будут задействованы автобусы или грузовые автомобили (например, использование, сдача в аренду) с тем, чтобы указанные требования были обоснованы. Кроме того, следует учитывать, что деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек является лицензируемой (см. пункт 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", соответствующее Положение, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 года N 280) и осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами. Кроме того, в абзаце первом пункта 1 статьи 20 Федерального закона перечислены обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, при этом не оговаривается, что данные транспортные средства должны принадлежать тем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые их эксплуатируют. С учетом изложенного проектируемые изменения в статью 20 Федерального закона нуждаются в уточнении с учетом ее действующей редакции.
Следует уточнить определение пассажира в абзаце второй части 7 статьи 20 Федерального закона. При этом следует учесть перечень транспортных средств, указанных в данной статье. Кроме того, полагаем необходимым уточнить обоснованность дополнения понятийным аппаратом статьи 20 (см. статью 2 Федерального закона).
По проектируемым изменениям в Федеральный закон также имеются замечания в части терминологии: в связи с изменением понятия "автомобильный и наземный городской электрический транспорт" (пункт 1 статьи 1 проекта) следует внести аналогичное изменение в абзац четвертый статьи 5 Федерального закона; в абзаце восьмом части 1 и абзаце втором проектируемой части 6 статьи 20 Федерального закона следует указать законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательство Российской Федерации о техническом регулировании.
В части 3 статьи 3.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) (статья 2 проекта) перечень дисквалифицируемых лиц дополняется работниками юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при том, что согласно изменениям в статьи 11.14.2, 12.31.1, 14.1 дисквалификация назначается только должностным лицам.
Подлежит уточнению включение в статьи 3.11 и 3.12 Кодекса части 4 статьи 14.1 с указанием на сферу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта с учетом того, что Кодекс содержит статью 14.1.2, часть 4 которой предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией (см. указанные пункт 24 части 1 статьи 12 Федерального закона и Положение).
Кроме того, согласно изменениям в данные статьи дисквалификация и административное приостановление деятельности за административные правонарушения, предусмотренные частью 4 статьи 14.1 Кодекса будут налагаться должностными лицами, указанными в пункте 1 части 2 статьи 23.36 Кодекса. При этом не учтено, что данные административные дела рассматриваются судьями (часть 1 статьи 23.1 Кодекса) и изменений в данной части в проекте не содержатся.
На наш взгляд, необходимо уточнить обоснованность назначения дисквалификации и административного приостановления деятельности за повторное совершение ряда правонарушений, учитывая, что целью проектируемых норм, как следует из наименования проекта, является установление дополнительных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов. Так, неясно, каким образом влияет на безопасность дорожного движения взимание платы с пассажиров при перевозке по заказу неопределенного круга лиц (часть 3 статьи 11.14.2 Кодекса).
Из проектируемой редакции части 2 статьи 11.23 Кодекса неясно, чем режим труда и отдыха, нарушаемый водителем транспортного средства, принадлежащего юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, отличается от норм времени непрерывного управления и перерывов в таком управлении, которые должны соблюдаться водителями автобуса или грузового автомобиля, принадлежащего физическому лицу. Данная формулировка корреспондирует новой части 6 статьи 20 Федерального закона, однако пункт 2.7 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, касается нарушения режима труда и отдыха.
При внесении изменений в пункт 1 части 2 статьи 23.36 Кодекса следует учитывать, что статья 12.31.1 в данном пункте уже указана.
Замечания юридико-технического характера переданы в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.