Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку
по проекту федерального закона N 1108602-6 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
(утв. решением Комитета от 9 декабря 2016 г. N 14/1)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 1108602-6 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее также - законопроект), внесенный депутатом Государственной Думы М.В. Емельяновым, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 12 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Федеральный закон), устанавливающие приоритет ремонта поврежденного транспортного средства над возмещением причиненного такому имуществу вреда в денежной форме. Право выбора способа возмещения вреда, причиненного транспортному средству (в натуральной или денежной форме), законопроектом предлагается предоставить страховщику. Также законопроектом предлагается дополнить статью 12 Федерального закона новым пунктом 15.1, устанавливающим требования к станциям технического обслуживания, на которых может производится ремонт транспортных средств.
Комитет считает, что установление в Федеральном законе приоритета натуральной формы возмещения над денежной может являться способом нормализации ситуации, сложившейся в ряде регионов Российской Федерации и связанной с доступностью страховой услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Вместе с тем законопроект, решая возникшую проблему, в большей степени ориентирован на соблюдение интересов страховщиков, что представляется несправедливым и необоснованным.
Комитет считает, что при подготовке законопроекта ко второму чтению должна быть выработана максимально сбалансированная редакция его текста, учитывающая в первую очередь интересы владельцев транспортных средств - участников дорожно-транспортных происшествий, которые добросовестно исполнили возложенную на них Федеральным законом обязанность по заключению договоров обязательного страхования.
В этой связи при доработке законопроекта ко второму чтению в нем следует предусмотреть механизмы, стимулирующие потерпевших выбирать возмещение вреда в натуре, например, не учитывать при восстановительном ремонте износ подлежащих замене деталей, узлов, агрегатов. Также в законопроекте следует четко определить гарантии потерпевшим по получению надлежащего возмещения вреда в натуральной форме, в частности, возможность выбора при заключении договора обязательного страхования станции технического обслуживания из предложенного страховщиком списка с учетом критериев доступности и удобства, а также порядок устранения выявленных потерпевшим недостатков восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства. Комитет считает целесообразным предоставить Банку России полномочия по установлению в правилах обязательного страхования требований к организации восстановительного ремонта транспортных средств, требований, которым должны соответствовать станции технического обслуживания в части предельных сроков ремонта, сохранения гарантийных обязательств производителя автомобиля и др. Это будет способствовать более оперативному решению проблем, возникающих при организации восстановительного ремонта, чем если бы подобные нормы были установлены в Федеральном законе. В законопроекте следует установить и меры воздействия, которые могут быть применены Банком России к страховщикам, неоднократно нарушающим свои обязанности по организации восстановительного ремонта транспортного средства. Помимо этого, в законопроекте следует исчерпывающим образом определить случаи, когда натуральное возмещение причиненного вреда не может быть осуществлено и потерпевшему полагается возмещение в денежной форме (например, когда стоимость ремонта превышает размер страховой суммы по договору обязательного страхования и др.).
Также законопроект необходимо дополнить специальной статьей, в которой следует определить порядок вступления в силу проектируемых норм, а также действие этих норм в отношении заключенных до их вступления в силу договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1108602-6 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", внесенный депутатом Государственной Думы М.В. Емельяновым, при условии учета ко второму чтению всех высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.