Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1108602-6 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств",
внесенному депутатом Государственной Думы М.В. Емельяновым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
В проекте федерального закона предлагается в пункт 15 статьи 12 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" внести изменение, в результате которого право выбора способа возмещения вреда, причиненного транспортному средству потерпевшего (либо путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, с которой у страховщика заключен договор, либо путем выдачи (перечисления) суммы страховой выплаты потерпевшему), будет принадлежать не потерпевшему, как в настоящий момент, а страховщику.
Поскольку данное изменение приводит к снижению объема прав и ухудшению положения потерпевших за счет предоставления дополнительных привилегий страховщикам, полагаем, что при его оценке следует руководствоваться приоритетом максимального учета прав и законных интересов потерпевшего, которому причинен вред незаконными действиями другого лица, тем более что речь в данном случае идет об обязательном страховании гражданской ответственности, целью которого является именно защита прав потерпевших на возмещение причиненного им вреда (см. преамбулу Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"). Обращаем внимание, что принятие предлагаемого проектом изменения привело бы к созданию правового режима, при котором в случае отсутствия заключенного причинителем вреда договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств потерпевший будет иметь право потребовать выплаты ему денежной суммы в качестве способа возмещения вреда, причиненного его транспортному средству (при обращении за возмещением непосредственно к причинителю вреда), а при наличии такого договора - нет.
Наряду с этим в законопроекте предусматривается, что в случае, если страховщиком в качестве способа возмещения причиненного транспортному средству вреда выбрана организация и оплата восстановительного ремонта транспортного средства на станции технического обслуживания, с которой у страховщика заключен договор, станция технического обслуживания должна быть расположена не дальше двухсот километров от населенного пункта, являющегося местом жительства потерпевшего, если численность такого населенного пункта составляет менее пятисот тысяч человек. Полагаем, что данная норма также не в полной мере учитывает интересы потерпевшего, поскольку указанное расстояние от населенного пункта, являющегося местом жительства потерпевшего, может не позволить ему контролировать процесс выполнения станцией технического обслуживания восстановительных работ, делать свои замечания и предложения по ходу осуществления данного процесса.
Также обращаем внимание на неясное содержание новой редакции абзаца второго пункта 19 статьи 12 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Заместитель начальника управления |
Г.А. Мартьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.