Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 1179027-6 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение об образовании Международного инвестиционного банка и его Устав",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 1179027-6 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение об образовании Международного инвестиционного банка и его Устав", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает.
Ратифицируемый Протокол предусматривает внесение изменений в Соглашение об образовании Международного инвестиционного банка (МИБ), принятое странами - участницами Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) в 1970 году. В советское время МИБ являлся самым большим инвестиционным банком социалистической направленности, благодаря кредитам которого было построено более 200 предприятий металлургии, машиностроения, других отраслей промышленности и объектов инфраструктуры на сумму более 7 млрд евро.
Начиная с 2012 года началось преобразование Международного инвестиционного банка в современный банк развития с изменением стран-участниц, финансовых инструментов, организационной структуры и увеличением уставного капитала.
На сегодняшний день акционерами МИБ являются 9 стран - Россия, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Куба, Монголия, Румыния, Словакия и Чехия. В соответствии с внесенным на ратификацию Протоколом уставный капитал планируется увеличить с 1,3 до 2 млрд евро.
Следует отметить, что Россия является главным акционером МИБ, ей принадлежит почти 50% оплаченной части уставного капитала банка. В этой связи заслуживает поддержки поправка к Соглашению, предусматривающая переход от применяемой в настоящее время системы голосования "одна страна - один голос" к пропорциональной системе в зависимости от доли в оплаченном капитале, что позволит России контролировать процесс принятия управленческих решений в Банке.
Приоритетами кредитно-инвестиционной деятельности банка является поддержка малого и среднего предпринимательства, экспортно-импортных операций и проектного финансирования в странах-участницах. При этом МИБ переориентирует практику точечного кредитования объектов на новые инструменты, такие как участие в синдицированных кредитах, финансирование через национальные финансовые институты с государственным участием, выпуск и размещение облигаций.
Существенным преимуществом МИБ является его исключение из списка финансовых институтов, к которым применяются ограничительные меры Совета Евросоюза, что стало одной из причин его масштабного реформирования и наращивания ресурсной базы.
Однако анализ финансируемых проектов МИБ в региональном разрезе свидетельствует о том, что 43% кредитного портфеля размещено в странах Центральной и Восточной Европы, еще 24% - в Азии, при этом на долю России приходится всего 16% (около 100 млн евро). Учитывая, что квота Российской Федерации в соответствии с Соглашением составляет 580,7 млн евро, российской стороне, по мнению Комитета, следовало бы активнее развивать сотрудничество с МИБ в целях достижения большей пропорциональности между участием страны в капитале Банка и объемом выданных ей кредитов.
В этой связи дополнительные возможности для расширения финансовой поддержки и кредитования субъектов малого и среднего бизнеса на территории Российской Федерации предусматривает соглашение, заключенное в 2016 году МИБ с Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства.
Следует отметить, что, являясь международной межгосударственной организацией, МИБ освобожден на территории Российской Федерации от всех налогов и сборов, включая таможенные, обладает иммунитетом от административного и судебного вмешательства. Кроме того, Протоколом закрепляется предоставление иммунитетов и привилегий должностным лицам и сотрудникам Банка, в частности, освобождение от налога на заработную плату, от страховых взносов, от таможенных сборов в отношении товаров, ввозимых для личного пользования. При этом Комитет отмечает, что по сравнению с первоначальной редакцией Соглашения контингент привилегированных лиц не ограничивается только должностными лицами, а расширен на всех сотрудников Банка. Кроме того, исключено положение о неприменении налоговых освобождений в отношении лиц, являющихся гражданами страны местонахождения Банка. По мнению Комитета, подобные льготы чрезмерны, хотя и не противоречат нормам Налогового кодекса.
Учитывая, что изменения, вносимые в Соглашение, отвечают интересам Российской Федерации и расширяют инвестиционные возможности российских финансовых институтов в условиях действующих ограничений на доступ к рынку капитала, Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству поддерживает ратификацию Протокола о внесении изменений в Соглашение об образовании Международного инвестиционного банка и рекомендует Государственной Думе принять рассматриваемый законопроект.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.