Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1177587-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона направлен на совершенствование правового регулирования деятельности государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах защиты и территориях.
Проектируемая редакция абзаца 1 преамбулы Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) нуждается в уточнении в части состава участников регулируемых указанным Федеральным законом отношений. Так, к их числу проект одновременно относит общественные организации и юридических лиц. В связи с этим следует учесть, что термин "общественная организация" используется в законодательстве Российской Федерации в нескольких значениях: во-первых, общественная организация может рассматриваться как одна из организационно-правовых форм юридического лица (см. статью 50 Гражданского кодекса Российской Федерации), во-вторых, - как одна из организационно-правовых форм общественных объединений, которая может не обладать правами юридического лица (Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях").
Следует исключить слова "независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности", поскольку они являются избыточными (правовое значение для правоприменения имеет факт государственной регистрации юридического лица).
В отношении использования терминов "индивидуальный предприниматель", "гражданин Российской Федерации", "иностранный гражданин", "лицо без гражданства" следует учесть, что в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в качестве индивидуального предпринимателя могут быть зарегистрированы граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства (правильнее использовать формулировку "физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели"). Учитывая изложенное также потребуется уточнить сокращения "(далее - организации)", "(далее - граждане)".
Проектируемый подпункт "а" пункта 2 статьи 1 нуждается в уточнении в части предлагаемой формулировки "законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации" с учетом того, что в изменяемой норме Федерального закона N 69-ФЗ речь идет о "требованиях пожарной безопасности". Обязательные для исполнения требования могут устанавливаться только нормативными правовыми актами (при этом см. статьи 2, 20, 30 Федерального закона N 69-ФЗ в части соответствующих полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований). Кроме того, в связи с проектируемым изменением потребуется уточнить определение понятия "нормативные документы по пожарной безопасности" (абзац 15 статьи 1 Федерального закона N 69-ФЗ).
Проектируемый абзац 2 статьи 6 Федерального закона N 69-ФЗ не согласуется с положениями статьи 97 Лесного кодекса Российской Федерации о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах в части наделения полномочием государственных учреждений, подведомственных органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам государственной власти Российской Федерации.
При проектировании абзаца 3 статьи 6 Федерального закона N 69-ФЗ следует учесть, что в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" федеральный государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности (статьи 3 и 38 указанного Закона Российской Федерации).
Проектом предлагается наделить полномочиями по осуществлению федерального государственного пожарного надзора федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации (пункт 3 статьи 3 проекта), которые не соответствуют полномочиям указанных органов, установленным Федеральным законом от 7 февраля 2011 N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране", Федеральным законом от 10 января 1996 года N 5-ФЗ "О внешней разведке". При этом обращаем внимание на установленную статьей 32 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" компетенцию Президента Российской Федерации по руководству и распределению функций между указанными органами.
Наделение должностных лиц вышеупомянутых органов правом производить дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях пожарной безопасности не согласуется со статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающей подследственность указанных составов преступлений.
Положения абзаца 19 пункта 3 статьи 1 проекта следует уточнить в части наименования соответствующего законодательства с учетом положений статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации "Законодательство о градостроительной деятельности".
Учитывая содержащееся в преамбуле Федерального закона N 69-ФЗ сокращение "далее - граждане", а также проектируемые положения части 1 статьи 6.1 Федерального закона N 69-ФЗ при проектировании ее части 2 следует учесть, что положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора (контроля) и муниципального контроля" распространяются только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Проектируемой частью 4 статьи 24 Федерального закона N 69-ФЗ предусматривается, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, определяет минимальный перечень оборудования, инструмента, технических средств, в том числе средств измерения, необходимых для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности при осуществлении лицензируемых видов деятельности. Полагаем, что проектируемая норма нуждается в дополнительном обсуждении с учетом уже установленных Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положениями о лицензировании соответствующих видов деятельности в области пожарной безопасности лицензионных требований (см. постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225, от 31.01.2012 N 69).
Проектом федерального закона предлагается дополнить часть 1 статьи 3.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) (статья 2 проекта) новым видом деятельности. При этом не учтено, что часть 1 данной статьи устанавливает, в чем заключается дисквалификация при осуществлении определенного вида деятельности, а часть 3 этой же статьи определяет, к каким именно лицам может быть применена дисквалификация (см. диспозицию проектируемой части 9 статьи 20.4 Кодекса). Таким образом, внесению изменения в часть 1 статьи 3.11 Кодекса должно корреспондировать внесение изменения в ее часть 3.
Статья 20.4 Кодекса дополняется новой частью 9, предусматривающей административную ответственность за нарушение экспертом в области оценки пожарного риска порядка оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности. Поскольку согласно Правилам оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2009 года N 304 (далее - Правила), независимая оценка проводится экспертной организацией (см., в частности, пункт 7 Правил), полагаем обоснованным уточнить субъекты административной ответственности с учетом положений части 3 статьи 2.1 Кодекса.
Кроме того, согласно новой части 9 статьи 20.4 Кодекса эксперты несут ответственность как должностные лица. В пункте 6 Правил установлено, что в заключении указываются фамилии, имена и отчества лиц (должностных лиц), участвовавших в проведении независимой оценки пожарного риска; в пункте 7 Правил предусмотрено подписание заключения должностными лицами экспертной организации, проводившими независимую оценку пожарного риска. С учетом изложенного перечень субъектов административной ответственности также нуждается в уточнении (см. также примечание к статье 2.4 Кодекса).
Предлагаемые в санкции части 9 статьи 20.4 Кодекса размеры административного штрафа и срок дисквалификации являются несоразмерными.
Поскольку в проектируемой редакции части 1 статьи 20.4 Кодекса не предусмотрено наказания, назначаемого только судьей, указывать данную часть в части 2 статьи 23.1 Кодекса нет оснований.
При внесении изменений в пункт 9 части 2 статьи 23.34 Кодекса следует учесть, что федеральный государственный пожарный надзор осуществляется также при утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения.
Часть 2 статьи 23.34 Кодекса дополняется главными государственными инспекторами и государственными инспекторами отдельных федеральных органов исполнительной власти. Полагаем необходимым уточнить обоснованность наделения их компетенцией по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных новой частью 9 статьи 20.4 Кодекса.
Кроме того, по нашему мнению, наделение федеральных органов исполнительной власти новым полномочием повлечет расходы федерального бюджета в силу того, что их деятельность финансируется из федерального бюджета. В этой связи в соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьей 105 Регламента Государственной Думы усматривается необходимость в получении на законопроект заключения Правительства Российской Федерации.
По законопроекту имеются юридико-технические следующие замечания:
наименование законопроекта необходимо оформить следующим образом:
О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Иные замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Проект нуждается в юридико-технической и лингвостилистической доработке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.