Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции
на проект федерального закона N 1177587-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции рассмотрел проект федерального закона N 1177587-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности", внесенный Правительством Российской Федерации и поддерживает его концепцию.
Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования деятельности государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах защиты и территориях (земельных участках).
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "О пожарной безопасности" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
1. В Федеральном законе "О пожарной безопасности":
1) уточняется понятийный аппарат:
дается определение понятий: "независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности); "заведомо ложное заключение о независимой оценке пожарного риска", а также устанавливаются квалификационные требования к должностному лицу, осуществляющему деятельность в области оценки пожарного риска (эксперту в области оценки пожарного риска).
2) предлагается:
а) отнести к органам государственного пожарного надзора:
структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;
б) установить, что на объектах обороны и иных объектах специального назначения, на которых осуществляют деятельность федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, федеральный государственный пожарный надзор осуществляется указанными федеральными органами исполнительной власти;
в) уточнить полномочия федеральных органов исполнительной власти по осуществлению государственного пожарного надзора при осуществлении мероприятий по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности:
в зданиях, сооружениях;
на транспортных средствах;
технологических установках;
территории (земельных участках), используемых (эксплуатируемых) организациями и гражданами в процессе осуществления своей деятельности;
на лесных участках;
на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ;
при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения;
пожарно-технической продукции.
2. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях:
1) часть 1 статьи 3.11 предлагается дополнить положением, по которому в случае назначения физическому лицу административного наказания в виде дисквалификации, запрещается замещать должность либо осуществлять деятельность в сфере проведения экспертизы промышленной безопасности, независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности);
2) в статье 20.4 предлагается:
дополнить перечень субъектов административного правонарушения, предусмотренного этой статьей, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В отношении данных лиц за нарушение требований пожарной безопасности устанавливаются штрафные санкции до тридцати тысяч рублей;
для юридических лиц помимо штрафных санкций предлагается установить, как вид наказания - административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (устанавливается за совершение административного правонарушения в условиях особого противопожарного режима);
установить административную ответственность экспертов в области оценки пожарного риска за нарушение порядка оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности при проведении независимой оценки пожарного риска, а также за заведомо ложное заключение о независимой оценке пожарного риска.
3) в статье 23.1 предлагается установить, что дела об административных правонарушениях предусмотренных частями 1, 2, 6.1 и 9 указанной статьи рассматриваются судьями, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье (нарушения требований пожарной безопасности в условиях противопожарного режима, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, а также нарушение экспертом в области оценки пожарного риска порядка оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности).
4) в статье 23.34 предлагается установить, что рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов, указанных в части 1 указанной статьи, в пределах своих полномочий вправе государственные инспекторы по пожарному надзору федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации.
Отмечая важность совершенствования законодательства Российской Федерации направленного на совершенствование правового регулирования деятельности государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности, Комитет считает необходимым высказать по законопроекту ряд следующих замечаний.
1. Необходимо уточнить предлагаемые в законопроекте положения части 11 новой редакции статьи 6, части 2 и 5 новой редакции статьи 6.1 Федерального закона "О пожарной безопасности", в части установления соответствия (несоответствия) объектов защиты и (или) территории (земельных участков), пожарно-технической продукции "требованиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности".
Из текста предлагаемой в законопроекте новой редакции указанных частей неясно, является ли нормативным правовым актом Российской Федерации указанный "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В соответствии с Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона "О техническом регулировании" технические регламенты принимаются указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию.
В этой связи считаем, что в законопроекте в части 11 новой редакции статьи 6, части 2 и 5 новой редакции статьи 6.1 Федерального закона "О пожарной безопасности" необходимо указать, каким документом принят указанный технический регламент.
2. В статье 23.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предлагается установить, что рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов, указанных в части 1 указанной статьи, в пределах своих полномочий вправе главные государственные инспекторы по пожарному надзору федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, и их заместители.
Вместе с тем, в соответствии с предлагаемой в законопроекте новой редакцией статьи 6 Федерального закона "О пожарной безопасности" к органам, осуществляющим федеральный государственный пожарный надзор отнесены структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.
Руководители указанных органов государственного пожарного надзора по должности одновременно являются: главными государственными инспекторами соответствующего федерального органа исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации по пожарному надзору.
Таким образом, предлагаемые изменения в статью 23.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 6 Федерального закона "О пожарной безопасности" требуют согласования.
Правовым управлением Аппарата Государственной Думы представлены отдельные замечания юридико-технического характера, которые необходимо учесть при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Законопроект не предусматривает дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
В Комитет поступили отзывы из 59 субъектов Российской Федерации, в которых законопроект поддерживается.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении указанный проект федерального закона.
Председатель Комитета |
В.И. Пискарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.