Решение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
"О заключении по проекту федерального закона N 1162116-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части размещения в государственной информационной системе в области государственной службы сведений о применении взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 1162116-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части размещения в государственной информационной системе в области государственной службы сведений о применении взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений", Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, решил:
1. Одобрить заключение Комитета по указанному законопроекту.
2. Направить настоящее решение и заключение Комитета по указанному законопроекту в Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике
и делам ветеранов по проекту федерального закона N 1162116-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части размещения в государственной информационной системе в области государственной службы сведений о применении взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений"
(внесен Правительством Российской Федерации)
Проект федерального закона N 1162116-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части размещения в государственной информационной системе в области государственной службы сведений о применении взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений", внесенный Правительством Российской Федерации, направлен на реализацию поручения Президента Российской Федерации, предусматривающего формирование реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия.
Наличие сведений о лицах, включенных в указанный реестр, позволит получать достоверную информацию о соблюдении претендентами требований законодательства о противодействии коррупции при отборе кандидатов на замещение должностей государственной (муниципальной) службы.
При этом Правительством Российской Федерации будут определяться порядок включения сведений в реестр, порядок исключения сведений из реестра, а также порядок ведения и размещения реестра в государственной информационной системе в области государственной службы (предположительно - в федеральной государственной информационной системе "Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров").
С целью достижения поставленной цели законопроектом предлагается, в частности, дополнить статью 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) новой частью седьмой, в соответствии с которой "сведения о применении к работнику взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включаются работодателем в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия".
Признавая актуальность и важность затронутой проблемы, а также поддерживая усилия, направленные на предупреждение и противодействие коррупции, следует отметить, что текст законопроекта в части предложения о дополнении ТК РФ подлежит доработке.
В ТК РФ и, в частности, в статье 81 ТК РФ, отсутствует такое основание для увольнения как "утрата доверия за совершение коррупционного правонарушения". Но трудовое законодательство не допускает увольнения работников по основаниям, не предусмотренным в законе. Так, часть пятая статьи 84.1 ТК РФ однозначно требует, чтобы записи об основании и о причине прекращения трудового договора производились в точном соответствии с формулировками ТК РФ или иного федерального закона и со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи ТК РФ или иного федерального закона.
В то же время, в пункте 7.1 части первой статьи 81 ТК РФ перечислены конкретные случаи, когда допускается увольнение работника за совершение действий, которые законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции рассматриваются как правонарушения:
непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставление или представление неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытие (наличие) счетов (вкладов), хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владение и (или) пользование иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
В связи с тем, что в рассматриваемом законопроекте речь, по-видимому, идет об увольнении работника по основаниям, перечисленным в пункте 7.1 части первой статьи 81 ТК РФ, в предлагаемой норме следует сослаться на этот пункт и не использовать не определенных законодательно термин "коррупционное правонарушение".
Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1162116-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части размещения в государственной информационной системе в области государственной службы сведений о применении взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений" при условии учёта высказанных замечаний при его доработке ко второму чтению.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.