Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 998780-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с ограничением ответственности по морским требованиям, а также с использованием иностранных судов во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации" (О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации в части увеличения суммы ограничения ответственности по морским требованиям)
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
Из проекта федерального закона (далее - проект) неясно, является ли "судно под флагом иностранного государства", перевозящее пассажиров-туристов, пассажирским или круизным судном. В связи с этим в дополнительном обосновании нуждается проектируемая часть вторая статьи 16 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон N 4730-1), которая освобождает такое судно, его пассажиров и членов экипажа от необходимости соблюдения правил пограничного режима в случае захода в порты и (или) пункты, расположенные в районах внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации и прилегающие к территориям субъектов Российской Федерации, входящим в Арктическую зону Российской Федерации и (или) Дальневосточный федеральный округ, по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации. Кроме того, при сопоставлении проектируемой части второй статьи 16 Закона N 4730-1 и проектируемой статьи 14.2 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 155-ФЗ) следует уточнить: применяются ли правила пограничного режима к судам, указанным в проектируемой статье 14.2 Федерального закона N 155-ФЗ; проходят ли суда, указанные в проектируемой части второй статьи 16 Закона N 4730-1 пограничный, таможенный и иные виды контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации; какое разрешение имеется в виду в части второй статьи 16 Закона N 4730-1.
В части 2 проектируемой статьи 14.2 Федерального закона N 155-ФЗ используется термин "иностранные туристские суда", содержание которого не раскрыто. При этом в части 1 данной нормы используется термин "судно под флагом иностранного государства". Из системного толкования частей 1 и 2 статьи 14.2 Федерального закона N 155-ФЗ следует, что судам под флагом иностранного государства для плавания во внутренних морских водах и в территориальном море между портами, открытыми для захода судов под флагом иностранного государства, не требуется разрешения на осуществление деятельности в сфере туризма.
Также обращаем внимание на то, что в части второй статьи 16 Закона N 4730-1 не корректно говорить о неприменении правил пограничного режима к судну, поскольку правила пограничного режим соотносятся с действием или деятельностью. Следует уточнить, о каких припасах идет речь, поскольку данный термин не имеет в законодательстве Российской Федерации однозначного определения, а также пояснить, что подразумевается под "заходом судна в пункты".
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.