Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1043205-6 "О добровольчестве", внесенному М.А. Шингаркиным в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается установить правовое регулирование добровольческой деятельности, основные принципы и виды добровольчества, меры по поддержке добровольчества.
В пункте 8 части 2 статьи 4 законопроекта к задачам добровольчества отнесена охрана российских граждан от последствий техногенных, природных катастроф, вооруженных конфликтов; в пункте 10 части 2 статьи 5 законопроекта к виду добровольчества отнесено участие в защите и охране российских граждан от техногенных, природных катастроф, военных действий и иных чрезвычайных происшествий. В связи с указанным отметим, что регулирование защиты граждан Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; защита граждан за пределами территории Российской Федерации, поддержание международного мира и безопасности отнесены к предназначению Вооруженных сил Российской Федерации в соответствии со статьей 10.1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне".
Кроме того, некоторые виды деятельности, определяемые законопроектом как добровольчество, регулируются в Федеральном законе от 23 июня 1995 года N 93-ФЗ "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности", в Федеральном законе от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительной организации".
В статье 5.1 законопроекта устанавливается, что деятельность добровольца за пределами Российской Федерации является законной в соответствии с международным законодательством и Конституцией Российской Федерации. Обращаем внимание, что Конституция Российской Федерации не регулирует данный вопрос. Использование термина "международное законодательство" юридически некорректно. При этом статус добровольцев, находящихся на территории иностранного государства, регулируется нормами международного права и законодательством иностранного государства.
В части 2 и части 4 статьи 5.1 законопроекта предполагается перемещение добровольцами оружия через границу Российской Федерации и применение ими оружия за пределами Российской Федерации, однако регулирование оборота оружия осуществляется Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии".
В части 3 статьи 6 законопроекта устанавливается обязательное страхование жизни и здоровья добровольцев в порядке и на условиях, установленных законодательством для обязательного страхования жизни и здоровья военнослужащих, что не соответствует Федеральному закону от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации", статья 1 которого содержит исчерпывающий перечень категорий лиц, подлежащих обязательному государственному страхованию.
Законопроектом предусматриваются расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, при этом в статье 12 законопроекта устанавливается его вступление в силу по истечении тридцати дней со дня опубликования, что не соответствует статье 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, требующей определения источников и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, при этом выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.