Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций
на проект федерального закона N 1043205-6 "О добровольчестве", внесенный М.А. Шингаркиным в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона "О добровольчестве", которым предлагается установить правовые основы для осуществления добровольческой деятельности и отмечает следующее.
Под добровольчеством (добровольческой деятельностью) в законопроекте понимается безвозмездная передача результатов труда обществу, а также совокупность общественных отношений, связанных с осуществлением физическими лицами добровольно в свободное от работы (учёбы) время деятельности в интересах получателей помощи добровольца.
Автор законопроекта указывает на то, что добровольческая деятельность весьма востребована, имеет множество форм, видов, но до сих пор никаким образом не регулировалась и не учитывалась. Тем не менее, в настоящее время, осуществление добровольческой деятельности регламентировано в рамках законодательства о благотворительной деятельности.
Используемые в тексте законопроекта термины и формулировки требуют уточнения, исключения или согласования с нормами федерального законодательства. Так, например, понятие "доброволец" в данном законопроекте не соотносится с понятием "доброволец", установленным Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", а положения о "добровольческой организации" и "добровольческом объединении" не согласуются с Федеральным законом "О некоммерческих организациях".
В законопроекте содержится ряд норм необеспеченных механизмом их реализации. В частности, в проектируемой статье 1 указано, что законопроект устанавливает меры по поддержки добровольчества, при этом не раскрывает порядок оказания такой поддержки. Кроме того, в законопроекте предусмотрен "общероссийский реестр добровольцев", однако не определен порядок формирования и ведения такого реестра; указывается "уполномоченный орган", а положения о таком органе отсутствуют; вводится понятие "личная книжка добровольца", но не определен орган, утверждающий форму такой книжки и порядок ее ведения.
Также, следует обратить внимание, что указанные в законопроекте задачи добровольчества, не согласуются с основными видами добровольчества, предусмотренными законопроектом. Так, не определены виды деятельности, которые могли бы быть направлены на выполнение следующих задач: "помощь гражданам в овладении навыками оказания первой помощи, основами безопасности жизнедеятельности, экозащиты, социальной работы с различными целевыми группами и категориями населения, стимулирование профессиональной ориентации", "подготовка кадрового резерва добровольцев".
Кроме того, законопроектом отнесены к задачам добровольчества "охрана российских граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства от последствий техногенных, природных катастроф, вооружённых конфликтов и иных происшествий, а также их жизненно необходимого имущества", к видам - "участие в защите и охране российских граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе проживающих за пределами Российской Федерации, нуждающихся в такой защите в силу техногенных, природных катастроф, военных действий и иных чрезвычайных происшествий", что не согласуется с положениями Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральным законом "Об обороне".
Законопроектом предусматривается обязательное страхование жизни и здоровья добровольцев в порядке и на условиях, установленных законодательством для обязательного страхования жизни и здоровья военнослужащих, что не соответствует Федеральному закону "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации", поскольку в статье 1 указанного Федерального закона содержится исчерпывающий перечень объектов обязательного государственного страхования.
Исходя из вышеизложенного, Комитет полагает, что для успешного развития добровольческой деятельности необходимо усовершенствовать уже имеющуюся нормативно-правовую базу, в связи с этим Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 1043205-6 "О добровольчестве".
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.