Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 1067868-6 "О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (о применении налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость судостроительными организациями), внесенный Законодательным собранием Ленинградской области
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Законопроектом предлагается распространить действие нулевой ставки налога на добавленную стоимость (далее - НДС), предусмотренной подпунктом 10 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в отношении операций по реализации построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов, на операции по реализации работ по строительству судов. Одновременно предлагаются изменения в пункт 13 статьи 165 Налогового кодекса, устанавливающий перечень документов, представляемых в налоговый орган для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС по таким операциям.
Обосновывается данная законодательная инициатива необходимостью стимулирования отечественного судостроения, и в частности, судостроительных организаций, не являющихся генеральными подрядчиками, но непосредственно выполняющих работы по строительству судов по договорам субподряда, и на которых в настоящее время действие нулевой ставки НДС не распространяется.
Признавая важность поддержки судостроительной отрасли, тем не менее, Комитетом рассматриваемая законодательная инициатива не поддерживается по следующим основаниям.
Предлагаемые законопроектом изменения расширяют область применения нулевой ставки, позволяя при этом применять ее как налогоплательщику, имеющему прямые взаимоотношения с заказчиком строительства (генеральному подрядчику), так и всем субподрядчикам, выполняющим отдельные виды работ в процессе строительства судна. При этом законопроектом не определяется объем распределяемых между генеральным подрядчиком и субподрядчиком работ при которых у налогоплательщика возникает право на применение нулевой ставки НДС.
На указанное обстоятельство также обращает внимание Счетная палата Российской Федерации (далее - Счетная палата) в своем заключении на рассматриваемый законопроект. При этом ею отмечается, что строительные работы генеральным подрядчиком самостоятельно могут не выполняться, а на их 100-процентное выполнение может быть привлечен субподрядчик на основании соответствующего договора. В таком случае предоставление налоговой преференции в виде нулевой ставки НДС генеральным подрядчикам, по мнению Счетной палаты, является экономически необоснованной. Также Счетной палатой отмечается возникновение выпадающих доходов федерального бюджета в случае принятия рассматриваемого законопроекта и неопределенность источников их компенсации.
Кроме того, обращается внимание на то, что предлагаемые изменения в пункт 13 статьи 165 Налогового кодекса, устанавливающий перечень документов, представляемых в налоговый орган для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС, создает правовую неопределенность в части того, какие именно документы должны будут представляться в случае выполнения работ по строительству судов, и какие - в случае реализации построенных судов.
С учетом изложенного, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 1067868-6 "О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.