Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования оказания гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии" (далее - законопроект) разработан в соответствии с абзацем 2 подпункта "б" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации (N Пр-1893ГС от 17 сентября 2015 г.) о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих введение обязательной классификации средств размещения.
Целью законопроекта является совершенствование правового регулирования деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по оказанию в Российской Федерации гостиничных услуг.
Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о туристской деятельности) правовыми нормами, в соответствии с которыми:
вводятся понятия "гостиничные услуги", "гостинца и иное средство размещения", "классификация объектов туристкой индустрии";
предусматривается поэтапное введение обязательной классификации объектов туристской индустрии на территории Российской Федерации в следующем порядке: с 1 января 2018 года - в отношении гостиниц и иных средств размещения с номерным фондом более 50 номеров, с 1 января 2019 года - в отношении гостиниц и иных средств размещения с номерным фондом более 15 номеров, с 1 января 2020 года - в отношении всех гостиниц и иных средств размещения.
Статьей 5 Закона о туристской деятельности установлено, что порядок аккредитации организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи, а также порядок классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями, устанавливает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Данной статьей также определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по проведению аккредитации организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи.
Законопроектом вводятся новые положения в отношении 3-годичного срока действия аттестата аккредитации. Кроме того, законопроектом установлено, что аккредитованная организация осуществляет классификацию объектов туристской индустрии на всей территории Российской Федерации при условии уведомления органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется осуществлять такую классификацию.
Вместе с тем, законопроектом вводится запрет на предоставление гостиничных услуг без свидетельства о присвоении гостинице соответствующей категории, а также на использование гостиницами категории, не соответствующей категории, указанной в свидетельстве.
Нарушение данного запрета влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по оказанию гостиничных услуг, будут обязаны подтверждать соответствие используемого средства размещения классификационным требованиям, которые утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Законопроектом не предусматривается увеличение размеров административных штрафов, установленных статьей 14.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в целях разграничения правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 14.7 и статьей 14.39 Кодекса, в часть 2 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вносятся изменения, предусматривающие, что за использование гостиницей или иным средством размещения категории, не соответствующей категории, указанной в свидетельстве, ответственность предусмотрена статьей 14.39 Кодекса.
Статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги). При этом различия в размерах штрафов, предусмотренных частью 2 статьи 14.7 и статьей 14.39 Кодекса, за схожие по своему характеру правонарушения весьма существенны.
Так, за предоставление гостиничных услуг без свидетельства штраф в отношении должностных лиц составляет от 7 тыс. рублей до 10 тыс. рублей, в отношении юридических лиц - от 40 тыс. рублей до 50 тыс. рублей.
За нарушения, предусмотренные частью 2 статьи 14.7 (введение потребителей в заблуждение), штраф в отношении должностных лиц составляет от 12 тыс. рублей до 20 тыс. рублей, а в отношении юридических лиц - от 100 тыс. рублей до 500 тыс. рублей.
Законопроект также предусматривает изменения в статьи 14.7 и 14.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 36 Федерального закона от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части приведения к единообразию термина "гостиничные услуги".
Принятие законопроекта позволит обеспечить достоверное информирование потребителей в отношении категории и сервиса гостиниц и иных средств размещения, создать более действенную основу для формирования рыночной, конкурентной системы средств размещения и послужит стимулирующим фактором для развития внутреннего туризма и повышения качества гостиничных услуг.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования оказания гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования оказания гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Реализация Федерального закона будет осуществляться в пределах установленной штатной численности и бюджетных ассигнований, предусмотренных органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования оказания гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования оказания гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования оказания гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования оказания гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии" потребует внесения соответствующих изменений в следующие нормативно-правовые акты.
Постановление Правительства Российской Федерации от 09.10.2015 г. N 1085 "Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации".
Срок подготовки - апрель 2017 года.
Головной исполнитель - Минкультуры России.
Соисполнители - Роспотребнадзор.
Приказ Минкультуры России от 11.07.2014 г. N 1215 "Об утверждении Порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями".
Срок подготовки - апрель 2017 года.
Головной исполнитель - Минкультуры России.
Приказ Минкультуры России от 29.04.2015 г. N 1340 "Об утверждении Порядка аккредитации организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи".
Срок подготовки - апрель 2017 года.
Головной исполнитель - Минкультуры России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.