Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 974806-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации",
внесенному депутатами Государственной Думы В.В. Жириновским, А.Н. Диденко
(повторно к первому чтению)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона предусматривает право туриста на полное возмещение стоимости туристского продукта в сфере выездного туризма в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы. При этом проект относит к существенным нарушениям туроператором договора о реализации туристского продукта возникновение обстоятельств непреодолимой силы и предписывает при расторжении договора в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы возвращение туристу или (или) иному заказчику денежной суммы, равной общей цене туристского продукта. В связи с этим обращаем внимание на нормы статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей основания ответственности за нарушение обязательства. Так, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (см. пункт 3 статьи 401 ГК РФ, а также нормы пункта 4 статьи 13, пункта 5 статьи 23.1, пункта 6 статьи 28 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей").
Следует отметить, что в статье 14 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" предусмотрен механизм защиты прав туристов в случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, устанавливающий, в частности, информирование туроператоров, турагентов и туристов (экскурсантов) об угрозе безопасности туристов (экскурсантов) в стране (месте) временного пребывания, в том числе путем опубликования соответствующих сообщений в государственных средствах массовой информации. При этом при расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта в связи с наступлением указанных обстоятельств туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.
Обращаем также внимание на то, что Федеральным законом от 2 марта 2016 года N 49-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность" статьи 6, 10 Федерального закона N 132-ФЗ дополнены новыми абзацами, статья 17.4 Федерального закона N 132-ФЗ изложена в новой редакции (изменения вступают в силу с 1 января 2017 года).
В статье 2 проекта требует корректировки дата вступления в силу проектируемого федерального закона.
Заместитель начальника управления |
Г.А. Мартьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.