Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 771372-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения пожарной безопасности"
Досье на проект федерального закона
Выжигание сухой травянистой растительности, особенно неконтролируемое или проводимое без соблюдения необходимых мер пожарной безопасности, наносит колоссальный ущерб землям, сельскому хозяйству и являются главной причиной возникновения пожаров. Кроме повреждения защитных лесных насаждений и снижения плодородия почв, выжигания растительности приводят к возникновению многочисленных пожаров в лесах и на торфяниках, к порче плодородного слоя, к угрозе гибели людей и усилению "парникового эффекта".
Ежегодно в России происходит более 18 тыс. лесных пожаров, около 80% лесных пожаров возникает по вине человека.
При этом поджоги травы в настоящее время рассматриваются как загорания, не подлежащие официальному статистическому учету (приказ МЧС России от 21.11.2008 N 714 "Об утверждении Порядка учета пожаров и их последствий"), в связи с чем, точной статистики возникновения лесных, торфяных и иных пожаров от горящей травы нет.
По данным Рослесхоза в 2014 году в лесах Российской Федерации, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий зарегистрировано 19,9 тысячи случаев лесных пожаров, которыми пройдена площадь 3,7 млн га.
По мнению экспертов Гринпис, доля лесных пожаров, возникающих из-за поджогов сухой травы, оценивается в 40 процентов, а доля пожаров на осушенных торфяниках, возникших от выжиганий сухой травы - 80%. При этом в степных и лесостепных районах Российской Федерации возникновение лесных пожаров от сельскохозяйственных палов составляет больший процент. Так по данным Рослесхоза в Республике Калмыкия от указанной причины возникло 60% лесных пожаров, Астраханской области - 50%, Томской области - 48,6%.
Массовые травяные палы являются главной причиной в возникновении и быстром распространении катастрофических лесных пожаров, как это было, например, при пожарных катастрофах 2010 года в Европейско-Уральской России, в 2011 году на Дальнем Востоке, в 2012 и 2015 гг. в Центральной Сибири и на Дальнем Востоке.
Практически каждый год выжигания сухой растительности приводят к несчастным случаям - возгораниям жилых домов, хозяйственных построек, травмированию и самое главное - к гибели людей.
Так, 12-13 апреля 2015 г. в результате несанкционированных палов травы в Республике Хакасия, Красноярском и Забайкальском краях зарегистрировано 137 пожаров (в т.ч. лесных на площади 152 482 га,) огнем уничтожены 1476 зданий в 56 населенных пунктах, 29 человек погибли, более 2000 чел. остались без жилья. Также за март 2015 г. в Смоленской области было зарегистрирован 691 случай загорания травы, выгорели территории общей площадью 2 967 гектаров.
Целью настоящего законопроекта является предотвращение ущерба землям, лесам, защитным лесным насаждениям, объектам животного мира, ценным природным комплексам, жизни, здоровью граждан от неконтролируемого выжигания сухой травянистой растительности.
Законопроектом предполагается внести в Земельный и Лесной Кодексы, а так же федеральные законы "О пожарной безопасности" и "О животном мире" изменения, направленные на введение запрета на выжигание сухой растительности, а внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях увеличит ответственность за несоблюдение требований пожарной безопасности в части незаконного выжигания сухой травянистой растительности.
Принятие законопроекта позволит устранить пробелы в законодательстве и ликвидировать условия, способствующие массовому неконтролируемому выжиганию растительности. В результате этого заметно уменьшится количество лесных и торфяных пожаров, будет предотвращен ущерб, причиняемый пожарами, жизни и здоровью граждан.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения пожарной безопасности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения пожарной безопасности" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения порчи земель"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения порчи земель" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.