Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 771372-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения порчи земель", внесенному депутатом Государственной Думы Н.В. Школкиной
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 771372-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения порчи земель", внесенный депутатом Государственной Думы Н.В.Школкиной (далее - Законопроект), и сообщает следующее.
В целом Комитет поддерживает идею субъекта права законодательной инициативы о необходимости установления повышенного контроля за действиями, связанными с выжиганием сухой травянистой растительности и повышенной ответственности за совершение соответствующих правонарушений.
При этом следует отметить, что законопроектом предлагается внести изменения в статью 13 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что в целях предотвращения деградации, порчи и истощения земель запрещается выжигание на земельных участках сухой травянистой растительности (включая ее остатки).
Комитет считает необходимым обратить внимание, что в соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с пунктом 218 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390, в Российской Федерации запрещается сжигание стерни, пожнивных остатков и разведение костров на полях.
Таким образом, и в настоящее время законодательством Российской Федерации предусматривается ряд запретов в части выжигания сухой травянистой растительности, которые в полной мере распространяются на всех правообладателей земельных участков.
Кроме того, проектируемые положения пункта 9 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 8 части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации не в полной мере соотносятся между собой.
Так, проектируемым пунктом 9 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливается запрет на выжигание сухой травянистой растительности на любых земельных участках, в том числе на которых расположены леса. При этом каких-либо исключений из данного правила, в том числе в части возможности проведения профилактического контролируемого противопожарного выжигания такой растительности на земельных участках, покрытых лесами, не устанавливается.
Также следует отметить, что несмотря на установление в Земельном кодексе Российской Федерации полного запрета на выжигание сухой травянистой растительности (включая ее остатки) административная ответственность для граждан, должностных лиц и юридических лиц наступает только в случае порчи земель в результате незаконного выжигания такой растительности, а также при выжигании такой растительности с нарушением правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям, не отделенных противопожарной минерализованной полосой.
Таким образом, исходя из положений законопроекта само по себе выжигание сухой травянистой растительности в иных случаях, не указанных в проектируемой части 3 статьи 8.6 и части 2 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является административным правонарушением и не влечет какой-либо ответственности.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.