Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
(седьмого созыва)
на проект федерального закона N 771372-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения пожарной безопасности",
внесенный Н.В. Герасимовой в период исполнения ею полномочий депутата Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел доработанный авторами до первого чтения проект федерального закона N 771372-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения пожарной безопасности", внесенный Н.В. Герасимовой в период исполнения ею полномочий депутата Государственной Думы, и отмечает следующее.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, он предусматривает изменения в ряд федеральных законов (в том числе в Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, в Федеральный закон от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире", Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"), направленные на введение запрета на выжигание сухой травянистой растительности на территории Российской Федерации.
Кроме того, законопроектом предлагается внести изменения в ряд статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вводится административная ответственность за незаконное выжигание на земельных участках сухой травянистой растительности, а также усиливается ответственность за нарушение требований правил пожарной безопасности при ее выжигании на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой.
По мнению автора, принятие данного законопроекта позволит устранить пробелы в законодательстве и ликвидировать условия, способствующие массовому неконтролируемому выжиганию растительности на территории Российской Федерации, что приведёт к снижению количества лесных и торфяных пожаров, возникающих, в том числе в результате массовых травяных палов, и как следствие к уменьшению ущерба, причиняемого пожарами как жизни и здоровью граждан, так и экономики страны в целом.
Комитет, поддерживая концептуально идею о необходимости совершенствования правового регулирования в рассматриваемой сфере, отмечает следующие существенные недостатки законопроекта.
Анализ текста законопроекта показывает, что он не решает описываемые в пояснительной записке проблемы в сфере пожарной безопасности, а лишь дублирует уже имеющиеся в действующем законодательстве нормы.
Законопроектом не учитывается, что вопросы обеспечения пожарной безопасности не относятся к предмету регулирования Земельного кодекса Российской Федерации, который определяет содержание охраны земель, а не меры пожарной безопасности на земельных участках.
Изменениями в статье 13 Земельного кодекса Российской Федерации, запрещается незаконное выжигание сухой травянистой растительности на земельных участках. В этой связи не ясно, каким образом будет осуществляться установление законности или незаконности произведенного выжигания, так как редакцией пункта 8 части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность проведения профилактического контролируемого противопожарного выжигания сухой травянистой растительности (включая ее остатки), хвороста, лесной подстилки и других лесных горючих материалов. Таким образом, законопроект содержит внутреннее противоречие.
Законопроект также не учитывает вступившие в силу с 1 марта 2015 года изменения в правовом регулировании земельных отношений, и в частности, новое определение понятия "земельный участок".
Комитет считает необходимым обратить внимание, что в соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с пунктом 218 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390, в Российской Федерации запрещается сжигание стерни, пожнивных остатков и разведение костров на полях.
Таким образом, и в настоящее время законодательством Российской Федерации предусматривается ряд запретов в части выжигания сухой травянистой растительности, которые в полной мере распространяются на всех правообладателей земельных участков.
В отношении изменений, предлагаемых законопроектом в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения размеров административных штрафов для граждан до десяти тысяч рублей за незаконное выжигание на земельных участках сухой травянистой растительности и нарушение требований правил пожарной безопасности при ее выжигании на земельных участках, необходимо также отметить, что они противоречат требованиям статьи 3.5 указанного Кодекса, ограничивающей верхний предел размера административного штрафа для граждан по указанным составам административных правонарушений пятью тысячами рублей.
В части определения компетенции по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.32.1 Кодекса, в статьях 23.3, 23.23, 23.24, 23.24.1 Кодекса, отмечаем, что проектируемые изменения не согласуются с пунктом 3 части 1 статьи 22.1 Кодекса, согласно которому дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются федеральными органами исполнительной власти, иными органами, их структурными подразделениями в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. Таким образом, при наделении полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях каких-либо органов власти, осуществляющих контроль (надзор), следует исходить из их компетенции, а не места фиксации административного правонарушения.
На рассматриваемый проект федерального закона поступили отрицательный официальный отзыв Правительства Российской Федерации и отрицательное заключение Государственно-правового управления Президента Российской Федерации (с учетом мнения Экспертного управления Президента Российской федерации и МЧС России).
С учетом изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 771372-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения пожарной безопасности" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.