Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
(шестого созыва)
на проект федерального закона N 771372-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения порчи земель", внесенный депутатом Государственной Думы Н.В. Школкиной
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект федерального закона N 771372-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения порчи земель", внесенный депутатом Государственной Думы Н.В. Школкиной, и отмечает следующее.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, он предусматривает изменения в ряд федеральных законов (в том числе в Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, в Федеральный закон от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире"), направленные на введение прямого запрета на выжигание сухой травянистой растительности на территории Российской Федерации.
Кроме того, законопроектом предлагается внести изменения в статьи 8.6, 8.32, 23.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие административную ответственность за порчу земель в результате незаконного выжигания на земельных участках сухой травянистой растительности, а также усиливающие ответственность за нарушение требований правил пожарной безопасности при ее выжигании на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой.
По мнению автора, принятие данного законопроекта позволит устранить пробелы в законодательстве и ликвидировать условия, способствующие массовому неконтролируемому выжиганию растительности на территории Российской Федерации, что приведёт к снижению количества лесных и торфяных пожаров, возникающих, в том числе в результате массовых травяных палов, и как следствие к уменьшению ущерба, причиняемого пожарами как жизни и здоровью граждан, так и экономики страны в целом.
Комитет, поддерживая концептуально идею о необходимости совершенствования правового регулирования в рассматриваемой сфере, отмечает, что предусматриваемый законопроектом полный запрет выжигания сухой травянистой растительности на земельных участках не согласуется с п.п. "ж" п. 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 7 мая 2013 года Пр-1037, в соответствии с которым Правительству Российской Федерации поручено установить порядок выжигания сухой травянистой растительности, исключающий возможность перехода огня на лесные насаждения, торфяники, объекты инфраструктуры и населенные пункты.
Обращаем внимание, что во исполнение указанного поручения в действующее законодательство уже внесен ряд изменений, предусматривающих правила и условия проведения выжигания сухой травянистой растительности на землях различных категорий (Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме" (в ред. Постановления Правительства РФ от 17 февраля 2014 года N 113), а также основные меры пожарной безопасности при организации и осуществлении профилактических контролируемых выжиганий сухой травянистой растительности ("Методические рекомендации по проведению выжигания сухой травянистой растительности", утвержденные МЧС России 23 января 2014 года N 2-4-87-1-19).
Кроме того, Комитет считает необходимым отметить следующие существенные недостатки законопроекта.
Изменения, предлагаемые к статье 13 Земельного кодекса Российской Федерации, исключающие любые случаи выжигание сухой травянистой растительности на земельных участках, не согласуются с другими предусмотренными законопроектом изменениями, в частности, с новой редакцией пункта 8 части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации (статья 3 законопроекта), которая предусматривает возможность проведения профилактического контролируемого противопожарного выжигания сухой травянистой растительности (включая ее остатки), хвороста, лесной подстилки и других лесных горючих материалов. Таким образом, законопроект содержит внутреннее противоречие.
Далее, действующей редакцией части 3 статьи 28 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" предусмотрен запрет на выжигание растительности без осуществления мер, гарантирующих предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира, а также ухудшения среды их обитания. В редакции изменений, предлагаемых к данной норме статьей 2 рассматриваемого законопроекта, это требование будет применяться только к выжиганию сухой травянистой растительности, что, по нашему мнению, необоснованно сужает объем существующего правового регулирования.
В отношении изменений, предлагаемых законопроектом (статья 4) к статьям 8.6 и 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения размеров административных штрафов для граждан до десяти тысяч рублей за незаконное выжигание на земельных участках сухой травянистой растительности и нарушение требований правил пожарной безопасности при ее выжигании на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой, необходимо также отметить, что они противоречат требованиям статьи 3.5 указанного Кодекса, ограничивающей верхний предел размера административного штрафа для граждан по указанным составам административных правонарушений пятью тысячами рублей.
На рассматриваемый проект федерального закона поступили заключения Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию (поддерживает законопроект), Комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству (имеет замечания к законопроекту). Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации с учетом мнения Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, МЧС России, Минприроды России, Минсельхоза России считает, что законопроект не может быть рекомендован к принятию в первом чтении.
В этой связи для выработки согласованной позиции между субъектом права данной законодательной инициативы, Правительством Российской Федерации, Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Федеральным Собранием, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации Комитет в соответствии с пунктом "а" части шестой статьи 112 Регламента Государственной Думы рекомендует автору проекта федерального закона N 771372-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения порчи земель" изменить текст законопроекта и доработать его до первого чтения с учетом высказанных замечаний и предложений.
Председатель комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.