Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 173930-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях",
внесенный депутатами Государственной Думы В.Ф. Звагельским, И.Н. Руденским и др.
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев представленную законодательную инициативу, отмечает следующее.
Проект закона направлен на усиление административной ответственности должностных лиц, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и юридических лиц за нарушение прав потребителей, а также на отмену административной ответственности граждан за те же деяния.
В этих целях законопроектом предлагается изменить редакцию статьи 14.4 "Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований", части 1 статьи 14.5 "Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники", статей 14.7 "Обман потребителей", 14.8 "Нарушение иных прав потребителей" и 14.15 "Нарушение правил продажи отдельных видов товаров" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Рассматриваемый проект федерального закона заслуживает внимания.
Однако про проекту имеется ряд замечаний.
В проектируемых статьях 14.4, части 1 статьи 14.5, статьи 14.7 и статьи 14.8 Кодекса предусматривается штраф, налагаемый на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере, превышающем максимальный размер штрафа, предусмотренный для данной категории субъектов административного правонарушения.
Согласно статье 2.4 Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если Кодексом не установлено иное.
Согласно части 1 статьи 3.5 Кодекса административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях, и устанавливается для должностных лиц в размере, не превышающем пятидесяти тысяч рублей.
Кроме того, в действующей редакции статьи 14.4, части 1 статьи 14.5, статей 14.7 и 14.15 Кодекса в качестве субъекта административной ответственности предусмотрены граждане. В проектируемых изменениях граждане исключены, при этом оснований для их исключения авторами законопроекта в пояснительной записке не приводится.
Также следует отметить, что в части 2 проектируемой статьи 14.15 в новой редакции Кодекса предусмотрена безальтернативная конфискация предметов административного правонарушения за нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров. Представляется, что данная проектируемая норма не согласуется с положением части 4 статьи 3.7 Кодекса, так как в число правил продажи входят, в частности, Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 1998 г. N 569. Данный вид товаров не является собственностью комиссионера (юридического лица или индивидуального предпринимателя, принимающего товары на комиссию и реализующего эти товары по договору розничной купли-продажи), а являются собственностью комитента, который правил продажи не нарушал.
Полагаем, что высказанные замечания могут быть учтены в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
С учетом необходимости устранения изложенных недостатков, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству полагает возможным поддержать концепцию данного законопроекта и рекомендовать Государственной Думе принять его в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета "11" сентября 2014 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.