Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях дальнейшего совершенствования правового регулирования отношений в сфере управления многоквартирными домами.
В целях обеспечения своевременного пресечения нарушений прав граждан в сфере жилищных правоотношений при непосредственном способе управления многоквартирным домом законопроектом предлагается внести изменения в часть 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающие обязанность лица, по инициативе которого было созвано общее собрание собственников помещений, выбравших непосредственный способ управления многоквартирным домом, представлять копии решений и протокола общего собрания в орган государственного жилищного надзора не позднее 10 дней после проведения такого собрания.
Частью 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания. В связи с этим на практике нередко встречаются ситуации, когда датой начала осуществления обязанности по управлению многоквартирным домом в соответствии с договором управления является более ранняя дата, чем дата внесения сведений о таком доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Однако в соответствии с частью 4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из условий для осуществления лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом является внесение органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
В связи с этим с целью устранения возможности неоднозначного толкования указанных правовых норм законопроектом предлагается внести изменения в часть 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и уточнить, что дата начала осуществления управляющей организацией обязанности по управлению многоквартирным домом в соответствии с договором управления не может быть ранее даты внесения сведений о таком доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
С введением процедуры лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами увеличилось количество правонарушений, совершаемых управляющими организациями и их должностными лицами, связанных с воспрепятствованием законной деятельности должностных лиц органа государственного жилищного надзора по проведению проверок.
Указанное обстоятельство вызвано, прежде всего, значительной диспропорцией в размерах штрафов за нарушения в сфере управления многоквартирными домами, которые выявляются при проведении проверок, и штрафов за воспрепятствование в проведении проверки или уклонение от нее.
Так, частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предусмотрен штраф в размере от 250 тыс. рублей до 300 тыс. рублей, для должностных лиц - от 50 тыс. рублей до 100 тыс. рублей.
В то же время самый большой размер штрафа за воспрепятствование в проведении проверки или уклонение от нее, предусмотренный статьей 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для юридических лиц составляет от 50 тыс. рублей до 100 тыс. рублей, для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей - от 10 тыс. рублей до 20 тыс. рублей.
Кроме того, в случае выявления в ходе проверки нарушений жилищного законодательства выдается предписание об устранении таких нарушений, неисполнение которого влечет административную ответственность и, как следствие, исключение сведении о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федераций, в отношении которого управляющая компания Осуществляла деятельность по управлению (в случае привлечения судом к административной ответственности за неисполнение предписания органа государственного жилищного надзора дважды в течение календарного года).
Данные обстоятельства привели к тому, что управляющие компании выбрали тактику воспрепятствования проведению органом государственного жилищного надзора проверок.
Это, в свою очередь, влечет невозможность выявления органами государственного жилищного надзора при осуществлении своих полномочий нарушений управляющими компаниями требований жилищного законодательства, а также принятия необходимых мер управляющими компаниями к устранению выявленных нарушений и, соответственно, восстановлению нарушенных прав граждан.
В связи с этим законопроектом предлагается внести изменения в часть 5.1 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающие исключение по решению органа государственного жилищного надзора сведений обо всех домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению, в случае, если в течение календарного года лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом три и более раза было назначено административное наказание за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного жилищного надзора.
При этом если в течение двух месяцев со дня надлежащего информирования собственников помещений в многоквартирном доме о наличии оснований для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации указанные собственники примут на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решение о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом, сведения о таком доме из реестра лицензии субъекта Российской Федерации исключаться не будут.
Частью 2 статьи 199 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии является исключение из реестра лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет пятнадцать и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд.
Однако обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии возможно лишь в том случае, если многоквартирные дома исключены из реестра лицензий субъекта Российской Федерации по основаниям, указанным в части 5 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть если в течение календарного года лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом два и более раза было назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органом государственного жилищного надзора в отношении многоквартирного дома или многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Вместе с тем частью 5.1 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если в течение календарного года лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом два и более раза было назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение выданного органом государственного жилищного надзора предписания об устранении нарушений лицензионных требований, из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения обо всех домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению.
Однако данное обстоятельство в настоящее время не является основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о выдаче лицензии несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям будет являться основанием для отказа ему в предоставлении лицензии, а последующее нарушение этих же требований не является основанием для аннулирования лицензии, что представляется не совсем корректным.
В связи с вышеизложенным законопроектом предлагается внести изменения в часть 2 статьи 199 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающие аннулирование лицензии при несоответствии лицензиата лицензионным требованиям, а также при назначении судом трех и более раз административного наказания за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного жилищного надзора.
Помимо изложенного в часть 5.1 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации предлагается внести редакционное изменение в связи с тем, что исходя из системного анализа положений части 1 статьи 197 и части 5 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также ряда подзаконных нормативных правовых актов исключение многоквартирного дома из реестра лицензий субъекта Российской Федерации должно оформляться решением органа государственного жилищного надзора.
Принятие представленного законопроекта позволит повысить уровень ответственности и добросовестности всех участников жилищных правоотношений, а также улучшить качество работы управляющих компаний по управлению многоквартирными домами.
Реализация настоящего законопроекта не потребует материальных затрат.
Председатель Законодательного |
А.В. Ищенко |
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия каких-либо актов федерального законодательства.
Председатель Законодательного |
А.В. Ищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.