Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 83801-7 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона разработан в целях совершенствования правового регулирования порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей указанных категорий.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Пунктом 6 статьи 8 Федерального закона предусмотрено, что срок договора найма специализированного жилого помещения составляет 5 лет с возможностью принятия решения о продлении указанного срока на дополнительный пятилетний период. По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения такое жилое помещение исключается из специализированного жилищного фонда и с вышеназванными лицами заключается договор социального найма.
Таким образом, действующим законодательством органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по продлению, при необходимости, сроков нахождения жилых помещений в специализированном жилищном фонде, при этом полномочия по сокращению в отдельных случаях установленного законом пятилетнего срока у названных органов власти отсутствуют.
Законопроектом предусматривается, что по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке и на условиях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, срок действия договора найма специализированного жилого помещения может быть сокращен, но не ранее чем через два года шесть месяцев (половина срока действия договора) со дня заключения данного договора.
Такое решение орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сможет принять в случае высокой степени социализации лица, которому предоставлено жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения. Оценочными критериями (условиями) при принятии решений о возможности заключения договоров социального найма в рассматриваемой ситуации могут выступать такие обстоятельства, как: возраст лица, который является нанимателем жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения, уровень постинтернатной социальной адаптации (трудовая занятость, состояние в браке, факты привлечения к административной и уголовной ответственности и т.д.), психофизиологическое состояние гражданина (состояние на учете в медицинских учреждениях, наличие заболевания, препятствующего возможности отдельного проживания и т.д.).
Порядок принятия решения о сокращении срока действия договора найма специализированного жилого помещения, а также условия, при наличии которых принимается данное решение, устанавливаются законодательством субъекта Российской Федерации.
В Вологодской области наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями за счет средств областного бюджета. Так, в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда области, на 01.01.2012 значилось 3342 человека, на 01.01.2013 - 3851 человек, на 01.01.2014 - 4018 человек, на 01.01.2015 - 3895 человек, на 01.01.2016 - 3954 человека, из которых у 2290 человек возникло право на обеспечение жильем, но до настоящего времени оно ими не реализовано.
С увеличением количества детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем, соответственно увеличивается общее количество судебных решений. Так, по состоянию на 1 ноября 2016 года на исполнении в Департаменте строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области находится 410 судебных решений о предоставлении жилых помещений детям-сиротам.
Данные о количестве детей-сирот, реализовавших право на получение жилого помещения в период с 2013 года по 26 августа 2016 года на территории Вологодской области, приведены в таблице.
|
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
18-23 года |
34 |
114 |
79 |
53 |
24 года и старше |
38 |
128 |
98 |
134 |
Всего |
72 |
242 |
177 |
198 |
Максимальный возраст лица указанной категории, которому предоставлено жилое помещение, составляет 43 года.
Результаты анализа обеспечения жилыми помещениями детей-сирот в Вологодской области за 2012-2016 годы показывают, что большинство лиц, реализовавших право на предоставление жилых помещений в указанный период, достигли возраста 23 лет, закончили обучение в образовательных учреждениях, трудоустроены, состоят в браке и имеют на иждивении несовершеннолетних детей. Они имеют представление о правах и обязанностях нанимателя жилого помещения и осознают свою ответственность за надлежащее содержание предоставленных им квартир. Указанным гражданам не требуется дополнительное государственное сопровождение в течение срока действия договора найма специализированного жилого помещения ввиду их полной адаптации к постинтернатным условиям проживания.
Кроме того, в многократных обращениях в адрес Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области указанные лица интересуются наличием возможности приватизировать предоставленное жилое помещение. Мотивом таких обращений служит рождение второго и последующего ребенка, необходимость улучшения условий проживания и, как следствие, отсутствие возможности распорядиться занимаемым жилым помещением при получении кредита для приобретения нового жилого помещения большей площади, при распоряжении средствами материнского (семейного) капитала.
Установленное законом пятилетнее ограничение на передачу жилых помещений, находящихся в оперативном управлении бюджетного учреждения Вологодской области, пользователю по договору социального найма влечет ежегодное увеличение финансовых затрат из бюджета области на их содержание. Указанная проблема существует в большинстве субъектов Российской Федерации.
Закрепление на федеральном уровне и последующая реализация предлагаемых изменений позволят не только сократить расходы бюджетов субъектов Российской Федерации на указанные цели, но и мотивируют пользователей жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения на выполнение условий, способствующих заключению договоров социального найма на занимаемые жилые помещения.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.