Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 87674-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан Минтрудом России во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. N СП-П17-6034 и в соответствии с пунктом 41 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2016 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. N 2697-р.
Законопроектом предлагается внедрить новый подход к профессиональному развитию государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее - гражданские служащие), предусматривающий получение государственными гражданскими служащими новых и обновление имеющихся знаний, умений и навыков в течение всего периода прохождения государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба).
Система дополнительного профессионального образования, в рамках которой гражданские служащие проходят обучение, сложилась более десяти лет назад в условиях, когда потребность в постоянном получении новых и обновлении имеющихся знаний не была так очевидна, как в настоящее время.
Основы функционирования действующей системы дополнительного профессионального образования гражданских служащих определены положениями Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 1474 "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации".
В ходе реализации государственного заказа на дополнительное профессиональное образование (далее - государственный заказ) дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации ежегодно осваивают:
от 50 000 до 60 000 федеральных гражданских служащих (примерно 10% от общего количества федеральных государственных гражданских служащих), включая 400-600 федеральных гражданских служащих, замещающих должности, относящиеся к высшей группе должностей категории "руководители";
от 45 000 до 55 000 государственных служащих субъектов Российской Федерации (примерно 20% от общего количества гражданских служащих субъектов Российской Федерации).
Следует отметить, что такие мероприятия по профессиональному развитию, как обучающие семинары, мероприятия по обмену опытом и наставничество до настоящего времени не получили своего правового оформления в законодательстве Российской Федерации о гражданской службе.
При этом действующая в Российской Федерации система дополнительного профессионального образования гражданских служащих:
позволяет лишь частично обеспечить потребности государственных органов в получении гражданскими служащими дополнительного профессионального образования в условиях доминирования традиционного подхода к его организации, предусматривающего преобладание лекционных часов при минимальных объемах практикоориентированных мероприятий и привлечение к обучению гражданских служащих штатных преподавателей образовательных организаций, а не специалистов - практиков;
предусматривает проведение только профессиональной переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих, причем исключительно в рамках государственного заказа, что сужает возможности государственных органов при организации дополнительного профессионального образования гражданских служащих;
не обеспечивает возможность обновления профессиональных знаний и навыков гражданских служащих на непрерывной основе посредством сочетания дополнительного профессионального образования и проведения иных мероприятий по профессиональному развитию гражданских служащих, носящих образовательный характер (семинары, тренинги, мероприятия по обмену опытом и другие);
не обеспечивает мотивацию гражданских служащих к поддержанию уровня своей квалификации на надлежащем уровне и к его повышению в целях замещения вакантных должностей гражданской службы в порядке должностного роста.
В соответствии с объективными потребностями во внедрении новых принципов кадровой политики в системе гражданской службы, которые предусмотрены положениями Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", становится закономерным переход от системы дополнительного профессионального образования гражданских служащих к системе их профессионального развития на протяжении всего периода замещения должностей гражданской службы.
Учитывая разнообразие задач и функций государственных органов, а также специфику исполнения гражданскими служащими должностных обязанностей, определенную направлениями их профессиональной служебной деятельности, законопроектом предлагается внедрение комплексного подхода к вопросу профессионального развития гражданских служащих посредством их дополнительного профессионального образования, участия в иных мероприятиях по профессиональному развитию (обучающие мероприятия (семинары, тренинги, мастер-классы, другие мероприятия), мероприятия по обмену опытом в форме межведомственного взаимодействия и наставничество) (часть 1 статьи 62).
Также законопроектом предусмотрена норма, согласно которой необходимость получения гражданским служащим дополнительного профессионального образования, а также его участия в иных мероприятиях по профессиональному развитию определяется представителем нанимателя (часть 3 статьи 62).
При этом существующую периодичность направления гражданских служащих на дополнительное профессиональное образование один раз в три года предлагается отменить.
Планирование мероприятий по профессиональному развитию гражданских служащих предлагается осуществлять с учетом потребности соответствующего государственного органа в развитии кадрового состава (часть 3 статьи 62).
Одновременно законопроектом предусмотрено введение нового механизма организации повышения квалификации гражданских служащих на основе государственных образовательных сертификатов (части 10 и 11 статьи 62).
Планируется, что каждому федеральному государственному органу на организацию повышения квалификации гражданских служащих по государственным образовательным сертификатам в государственном заказе на мероприятия по профессиональному развитию федеральных гражданских служащих будут предусмотрены соответствующие бюджетные ассигнования.
Внедрение обучения по государственному образовательному сертификату даст гражданским служащим возможность получить дополнительное профессиональное образование по современным программам, которые не реализуются в настоящее время в рамках государственного заказа (тренинги, включая тренинги личностного роста, программы по вопросам, связанным с новейшими IT-технологиями, программы по иностранному языку и другие).
При этом тематика обучения должна согласовываться гражданским служащим, получившим именной образовательный сертификат, с непосредственным руководителем.
Обучение на основе государственных образовательных сертификатов позволит повысить мотивацию гражданских служащих к участию в мероприятиях по профессиональному развитию в целях приобретения новых профессиональных знаний и навыков для поддержания уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей, или повышения уровня квалификации в целях замещения вакантной должности гражданской службы, в том числе в порядке должностного роста.
В соответствии с законопроектом реализация мероприятий по профессиональному развитию гражданского служащего осуществляется (часть 4 статьи 62):
1) посредством государственного заказа на мероприятия по профессиональному развитию гражданских служащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
2) в рамках государственного задания в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
3) за счет средств государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, определенной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, законопроектом предлагается новый механизм финансового обеспечения как дополнительного профессионального образования, так и иных мероприятий по профессиональному развитию (статья 63).
Также законопроектом уточняется редакция пункта 3 статьи 7, пункта 11 части 1 статьи 14, пункта 13 части 1 статьи 44 и пункта 1 части 2 статьи 60 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с включением в них положений о профессиональном развитии гражданских служащих.
Для реализации положений законопроекта предполагается издание указа Президента Российской Федерации, которым будет определен порядок организации мероприятий по профессиональному развитию гражданских служащих (часть 7 статьи 62).
Принятие законопроекта направлено на обеспечение формирования системы непрерывного профессионального развития гражданских служащих, которая позволит с учетом положительного опыта организации мероприятий в рамках действующей системы дополнительного профессионального образования гражданских служащих создать условия для получения гражданскими служащими необходимых им знаний и умений по мере необходимости посредством использования разнообразных форм, методов, технологий обучения и обмена актуальной информацией (часть 2 статьи 62).
Принятие законопроекта соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе. Кроме того, принятие законопроекта не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
В целях повышения профессионализма кадрового состава государственных органов в законопроекте предусмотрена возможность финансирования реализации мероприятий по профессиональному развитию государственных гражданских служащих посредством:
1) государственного заказа на мероприятия по профессиональному развитию государственных гражданских служащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
2) государственного задания в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
3) использования средств государственного органа, в котором государственный гражданский служащий замещает должность гражданской службы, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, определенной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Финансовое обеспечение дополнительного профессионального образования и иных мероприятий по профессиональному развитию планируется осуществлять:
для федеральных государственных гражданских служащих - за счет бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых федеральным бюджетом на реализацию государственного заказа на мероприятия по профессиональному развитию федеральных гражданских служащих на соответствующий год;
для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации - за счет ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, ежегодно предусматриваемых в бюджете соответствующего субъекта Российской Федерации на реализацию государственного заказа на мероприятия по профессиональному развитию гражданских служащих субъектов Российской Федерации.
В этой связи реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не потребует принятия федеральных законов, их изменения, приостановления или признания утратившими силу.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
Указы Президента Российской Федерации, подлежащие принятию:
1. Проект указа Президента Российской Федерации о признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 1474 "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации".
Обоснование необходимости подготовки - приведение в соответствие с федеральным законом.
Срок подготовки - 3 месяца после вступления в силу федерального закона.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку, - Минтруд России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, Минфин России;
2. Проект указа Президента Российской Федерации о порядке организации мероприятий по профессиональному развитию государственных гражданских служащих Российской Федерации.
Обоснование необходимости подготовки - предусмотрено федеральным законом.
Срок подготовки - 3 месяца после вступления в силу федерального закона.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку, - Минтруд России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, Минобрнауки России, Минфин России;
Постановления Правительства Российской Федерации, подлежащие принятию:
1. Проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2008 г. N 284 "О реализации функций по организации формирования и исполнения государственного заказа на дополнительное профессиональное образование федеральных государственных гражданских служащих".
Обоснование необходимости подготовки - приведение в соответствие с федеральным законом.
Срок подготовки - 3 месяца после вступления в силу федерального закона.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку, - Минтруд России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, Минобрнауки России, Минфин России;
2. Проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в государственные требования к профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 362 "Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих Российской Федерации".
Обоснование необходимости подготовки - приведение в соответствие с федеральным законом.
Срок подготовки - 3 месяца после вступления в силу федерального закона.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку, - Минтруд России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, Минобрнауки России, Минфин России;
3. Проект постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 15 января 2014 г. N 26 "Об определении стоимости образовательных услуг в области дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих и размера ежегодных отчислений на его научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение";
4. Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об определении стоимости услуг по реализации мероприятий по профессиональному развитию федеральных государственных гражданских служащих и размера ежегодных отчислений на методическое обеспечение указанных мероприятий".
Обоснование необходимости подготовки - во исполнение федерального закона.
Срок подготовки - 6 месяцев после вступления в силу федерального закона.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку, - Минтруд России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, Минобрнауки России, Минфин России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.