Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 88389-7 "О внесении изменений в статью 12.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 12.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) разработан в целях усиления ответственности за непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом.
Вопрос ужесточения ответственности за перекрытие проезда машинам оперативных служб был поднят после громкого инцидента на Камчатке, который произошел 10 января 2017 года. Водитель светлой малолитражки отказался пропустить карету скорой помощи, которая спешила на вызов, в заставленном припаркованными машинами дворе. В течение 10 минут водитель скорой уговаривал освободить дорогу, однако разъехаться удалось только после прибытия вызванного фельдшерами наряда полиции. Когда врачи наконец добрались до пациента, им оставалось только констатировать смерть.
Согласно статье 12.17 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП), непредставление преимущества автомобилю с включенными маячками синего цвета и звуковой сиреной в самом крайнем случае приведет к тому, что водителя лишат прав на 1-3 месяца или оштрафуют на 500 рублей. В некоторых случаях нарушитель может отделаться предупреждением. На несоразмерность наказания и возможных последствий указали авторы петиции на сайте Change.org, под которой на данный момент подписалось более 47 тысяч человек.
То, что случилось на Камчатке, стало широко известной и обсуждаемой новостью, однако ситуации, подобные этой, происходят регулярно. К счастью, итог чаще всего менее печальный. Например, 26 января 2017 года в Санкт-Петербурге дорогая иномарка заблокировала санитарный автомобиль во дворе жилого дома, карета как раз возвращалась с вызова и везла на экстренную госпитализацию пожилую женщину. Далее события развивались по знакомому сценарию: просьба медиков пропустить машину и агрессивная реакция со стороны автохама. Он требовал прекратить съемку, при этом дорогу освободить отказывался. Водитель пропустил скорую, только когда начали вызывать полицию.
Полагаем, что ужесточение данной меры административной ответственности будет способствовать сокращению количества подобных случаев.
Кроме того, принятие данного законопроекта преследует цель реализации единых подходов к установлению мер административной ответственности за аналогичные виды правонарушений. В частности, непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения влечет наложение административного штрафа в размере 1500 рублей (статья 12.18 Кодекса). В соответствии с частью 1.1 статьи 12.17 Кодекса движение транспортных средств по полосе для маршрутных транспортных средств или остановка на указанной полосе в нарушение Правил дорожного движения (что может повлечь менее общественно опасные последствия, нежели препятствование проезду машинам специальных служб спасения) влечет наложение административного штрафа в размере 1000 рублей, а совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге - 1500 рублей.
Приведем также примеры мирового опыта решения подобной проблемы.
В сети Интернет можно увидеть множество примеров того, как в других странах автомобили дисциплинированно разъезжаются по разные стороны дороги, как только они услышат звуки сирены. Чаще всего в пример приводят Германию.
Однако самые суровые штрафы не в этой европейской стране, а в Сингапуре: там за непропуск машины оперативных служб водителю грозит штраф в 5 тысяч местных долларов (208 500 рублей) и тюремное заключение на шесть месяцев.
В Канаде и Америке автомобилисты должны прижаться вправо и обязательно остановить машину, а на широких дорогах организовать "коридор" между крайней левой и следующей за ней полосой. В той же Канаде, а также в Израиле водители спецмашин вправе таранить гражданский транспорт, если это необходимо.
Отметим, что, кроме денежного штрафа, в некоторых странах водителя ожидает лишение прав или получение штрафных баллов.
Учитывая вышеизложенное, считаем необходимым внести предложенные изменения в статью 12.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 12.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 12.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует выделения дополнительных финансовых средств из федерального бюджета.
Перечень законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта Федерального закона "О внесении изменений в статью 12.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в статью 12.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения либо принятия законов и иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.