Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 21 декабря 2015 г. N 5.1-3342
по Федеральному закону "О ратификации Протокола о некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза",
принятому Государственной Думой 18 декабря 2015 г.
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона (N 951885-6) внесён в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 11 декабря 2015 года.
Названный в Федеральном законе Протокол был подписан в поселке Бурабай (Республика Казахстан) 16 октября 2015 года. Протокол является международным договором, заключённым в рамках ЕАЭС, и входит в право ЕАЭС (пункт 4 статьи 5).
Протоколом устанавливаются особенности регулирования ввоза и обращения отдельных видов товаров на таможенной территории ЕАЭС в связи с присоединением Казахстана к ВТО. В частности, в статье 3 предусмотрено, что при ввозе товаров на территорию Казахстана из третьих стран применяются пониженные ставки пошлин, с учётом условий, предусмотренных параграфом 307 Доклада Рабочей группы о присоединении Республики Казахстан к ВТО. Утверждение и ведение перечня товаров, к которым применяются пониженные ставки пошлин, осуществляются Евразийской экономической комиссией. Товары, ввезённые на территорию Казахстана, с уплатой таможенных пошлин по пониженным ставкам, являются условно выпущенными товарами в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза.
Протоколом также предусматривается обязательство Казахстана обеспечивать недопущение вывоза товаров, включённых в названный перечень, на территорию других государств-членов ЕАЭС. В то же время предусмотрено, что при ввозе таких товаров на территорию Республики Казахстан с территорий третьих стран, ввозные таможенные пошлины могут быть уплачены исходя из ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа ЕАЭС. В этом случае соответствующий товар приобретает статус товара ЕАЭС в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза (пункты 4 и 5 статьи 3).
Из пунктов 10 и 11 статьи 3 Протокола следует, что государства-члены ЕАЭС в соответствии с национальным законодательством вправе осуществлять учёт товаров в рамках взаимной трансграничной торговли и в этих целях устанавливать требование о наличии специального товарораспорядительного документа. Отсутствие такого документа является основанием для перевозчика отказать в принятии к перевозке товаров.
В статье 4 Протокола содержатся специальные правила в отношении ввоза и обращения на таможенной территории ЕАЭС ряда товаров, ввезённых на территорию Республики Казахстан: сахара-сырца; сахара белого; лекарственных средств и медицинской техники; моторных транспортных средств; товаров, подлежащих ветеринарному контролю.
Согласно Протоколу государства-члены ЕАЭС устанавливают в своём законодательстве ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований, предусмотренных Протоколом (пункт 12 статьи 3).
По Федеральному закону и по Протоколу замечаний не имеется.
Протокол соответствует Конституции Российской Федерации и международным обязательствам Российской Федерации.
Протокол подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку в части, касающейся требования о наличии товаросопроводительных документов, содержащих сведения о товарах, на которые распространяется действие Протокола, а также установления ответственности за их отсутствие, содержит правила иные, чем предусмотренные Федеральным законом "О таможенном регулировании в Российской Федерации", а также Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, проведена антикоррупционная экспертиза, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон согласно пункту "г" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 2 января 2016 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителям Председателя Совета Федерации И.М.-С. Умаханову и Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам К.И. Косачеву, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам С.Н. Рябухину, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике Ю.В. Неёлову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя |
Ю.А. Шарандин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.