Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 841348-6 "О внесении изменений в статью 54 Федерального закона "О связи" и статью 13 Федерального закона "О национальной платежной системе"
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
В предлагаемой части 1.1 статьи 13 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон) понятием "оператор связи" обозначается лицо, заключающее договор об оказании услуг связи с абонентом - юридическим лицом, в связи с чем обращаем внимание, что исходя из части 1 данной статьи под оператором связи понимается оператор связи, имеющий право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, или оператор связи, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, который имеет право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных и оказывает услуги связи на основании договора с абонентом - физическим лицом. Как следует из пункта 3 проектируемой части 1.1 статьи 13 Федерального закона проектируемые изменения распространяются только на оператора связи, имеющего право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи.
Поскольку законопроектом предусмотрено распространение действия статьи 13 Федерального закона на юридических лиц - абонентов, необходимо внести соответствующее изменение в наименование данной статьи.
В пункте 5 проектируемой части 1.1 статьи 13 Федерального закона предусмотрена обязанность вести отдельный учет денежных средств физического лица - пользователя услуг связи, которые были внесены оператору связи для увеличения остатка электронных денежных средств такого физического лица, однако поскольку физическое лицо становится пользователем услуг связи на основании договора, заключенного между оператором связи и юридическим лицом - абонентом, отдельно учитываемые денежные средства будут оставаться собственностью юридического лица - абонента. В связи с этим полагаем целесообразным исключить положения о самостоятельном пополнении денежных средств физическим лицом -пользователем услуг связи, а также ограничить случаи переводов электронных денежных средств рамками трудового договора, гражданско-правового договора или иных законных оснований, в соответствии с которыми физическое лицо - пользователь услуг связи действует в интересах юридического лица - абонента.
В предлагаемой редакции части 2 статьи 13 Федерального закона следует уточнить значение дополнения "за исключением случая оплаты услуг связи с отсрочкой платежа". Вероятно, речь должна идти о случаях, когда в договоре об оказании услуг связи предусмотрена возможность оплаты услуг связи с отсрочкой платежа. При этом необходимо указать правовые последствия предоставления оператором связи физическому лицу денежных средств в целях увеличения оператором электронных денежных средств остатка электронных денежных средств этого физического лица.
В предлагаемой редакции части 5 статьи 13 Федерального закона следует уточнить, об уменьшении какой суммы денежных средств физического лица - абонента или физического лица - пользователя услуг связи идет речь. При этом данное положение, как представляется, не учитывает предусмотренные новой редакцией части 2 указанной статьи случаи, когда увеличение оператором электронных денежных средств остатка электронных денежных средств физического лица осуществляется в результате предоставления физическому лицу денежных средств оператором связи.
Относительно предлагаемых изменений пункта 3 части 7 статьи 13 Федерального закона отмечаем, что вознаграждение оператору связи и оператору электронных денежных средств за увеличение остатка электронных денежных средств в случае, если пополняются электронные денежные средства физического лица - пользователя услугами связи, не являющегося абонентом, уплачивается не только за счет денежных средств, вносимых оператору связи таким физическим лицом, но и за счет денежных средств, вносимых юридическим лицом - абонентом (см. предлагаемую часть 1.1 данной статьи). Аналогичное замечание относится к положению пункта 1 предлагаемой редакции части 9 статьи 13.
Относительно новой редакции части 11 статьи 13 полагаем необходимым обсудить вопрос о том, должно ли подтверждение увеличения остатка электронных денежных средств физического лица - пользователя услуг связи направляться оператором связи также абоненту - юридическому лицу (см. предлагаемую часть 1.1 статьи 13) и, соответственно, в каком договоре должен определяться способ направления такого подтверждения.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.