Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 968427-6 "О внесении изменения в статью 162 Налогового кодекса Российской Федерации" (в части учета при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость сумм полученных страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя),
внесенный Правительством Российской Федерации (первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Законопроектом вносится поправка в подпункт 4 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), уточняющая, что налоговая база по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) увеличивается на суммы полученных страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств (которые предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), реализация которых признается объектом налогообложения в соответствии со статьей 146 Налогового кодекса) контрагентом страхователя-кредитора, только в случае, если налогоплательщик не исчислил налог по операции по реализации этих товаров (работ, услуг) на день их отгрузки (выполнения, оказания).
Рассматриваемая законодательная инициатива подготовлена в связи с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 01.07.2015 N 19-П (далее - Постановление КС), которым положение подпункта 4 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса признано не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, оно позволяет требовать от налогоплательщика - поставщика товаров (работ, услуг), заключившего договор страхования риска неисполнения договорных обязательств покупателем, включения в налоговую базу по НДС помимо стоимости реализованных товаров (работ, услуг) суммы страховой выплаты, полученной им в связи с нарушением покупателем обязательства по оплате товаров (работ, услуг), если такой налогоплательщик исчислил (уплатил) налог с операции по реализации данных товаров (работ, услуг) в момент их отгрузки.
В соответствии с Постановлением КС федеральному законодателю надлежит внести в налоговое законодательство изменения, исключающие возможность двойного налогообложения в случае использования налогоплательщиком - поставщиком товаров (работ, услуг) для защиты своих имущественных интересов договора страхования риска неисполнения договорных обязательств покупателем.
Поддерживая предложение об исключении возможности двойного налогообложения налогом на добавленную стоимость в указанном выше случае, тем не менее, Комитет отмечает следующее.
При разработке законопроекта не было учтено, что в настоящее время положения главы 21 Налогового кодекса по общему правилу предусматривают возникновение обязанности налогоплательщика по исчислению и уплате в бюджет суммы НДС с момента отгрузки указанных товаров (передачи работ, услуг), если эти товары (работы, услуги) не были оплачены заранее. Соответственно, в случае использования налогоплательщиком - поставщиком товаров (работ, услуг) для защиты своих имущественных интересов договора страхования риска неисполнения договорных обязательств покупателем, указанная обязанность на момент получения сумм страховой выплаты должна быть исполнена. Неисполнение указанной обязанности признается налоговым правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 122 Налогового кодекса.
Таким образом, представляется, что в общем случае факт исчисления (неисчисления) налога по операции по реализации товаров (работ, услуг) за налоговый период, на который приходится момент определения налоговой базы в соответствии с пунктами 1 и 14 статьи 167 Налогового кодекса, не может учитываться в качестве обстоятельства, влияющего на порядок определения налоговой базы по НДС в случае получения страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств покупателем, а сами страховые выплаты по таким договорам с целью исключения возможности двойного налогообложения в общем случае не должны увеличивать налоговую базу по НДС налогоплательщиков, определяющих момент определения налоговой базы в соответствии с пунктом 1 статьи 167 Налогового кодекса.
Следует учитывать, что принятие поправки в предлагаемой законопроектом редакции может привести к налоговым спорам и неоднозначной правоприменительной практике. В частности, представляется, что со стороны налогоплательщиков в данном случае может иметь место основанное на норме подпункта 4 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса желание "подменить" сумму НДС, подлежащую уплате за налоговый период, на который приходится отгрузка (передача) товаров (работ, услуг), суммой НДС, исчисленной за налоговый период, в котором были получены суммы страховых выплат, а со стороны налоговых органов будут иметь место доначисления таким налогоплательщикам сумм НДС (пеней, штрафов) за налоговый период, на который приходится отгрузка (передача) товаров (работ, услуг).
В то же время, необходимо учитывать, что у ряда налогоплательщиков (у банков, страховщиков, негосударственных пенсионных фондов и др.), применяющих особый порядок исчисления НДС в соответствии с пунктом 5 статьи 170 Налогового кодекса, согласно которому налог по операциям, подлежащим налогообложению, уплачивается в бюджет по мере получения оплаты, на день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) обязанности по уплате налога не возникает.
Соответственно, в случае получения указанными налогоплательщиками сумм страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств покупателем по оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав, указанные суммы должны ими учитываться при определении налоговой базы по НДС.
В связи с изложенным, при подготовке законопроекта ко второму чтению предлагается рассмотреть вопрос о распространении действующего порядка налогообложения НДС сумм полученных страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств покупателем только в отношении налогоплательщиков, применяющих особый порядок исчисления НДС в соответствии с пунктом 5 статьи 170 Налогового кодекса.
Учитывая, что рассматриваемый законопроект направлен на защиту интересов налогоплательщиков, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 968427-6 "О внесении изменения в статью 162 Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.